Антитабачный закон Франции - будет ли Украина судиться еще и с Парижем?

Понедельник, 6 апреля 2015, 11:48 - Юрий Панченко, Европейская правда

На прошлой неделе Национальное собрание Франции приняло жесткий антитабачный закон. Согласно ему, с мая 2016 года пачки сигарет у всех производителей должны быть одинаковыми – того же размера, формы, цвета и с одинаковыми надписями. Даже названия брендов должны печататься исключительно маленьким шрифтом.

Это решение имеет непосредственное отношение к Украине, более того – ставит украинское правительство в очень неудобное положение.

Казалось бы, при чем тут Украина?

Но стоит напомнить, что подобный закон несколько лет назад был принят Австралией. Австралийцы стали первыми, кто поднял вопрос – что важнее: право на свободную торговлю или защита здоровья своих граждан.

Ответа на этот вопрос нет и до сих пор. Однако, как видим, пример Австралии начали брать на вооружение и другие страны. Помимо Франции, подобная инициатива обсуждается и в Великобритании.

Опять же – при чем тут Украина?

А при том, что спор вокруг прав стран ограничивать принципы свободной торговли в сфере табачных изделий в значительной мере был инициирован именно Украиной.

Именно украинское правительство в марте 2012 года инициировало соответствующий торговый спор с Австралией в рамках процедур Всемирной торговой организации (ВТО). По мнению Украины, принцип "простой упаковки", взятый на вооружение Австралией, нарушает права владельцев торговых марок и несовместим с некоторыми положениями Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашения о технических барьерах в торговле и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-1994).

Что характерно, до сих пор украинские сигареты в Австралию не экспортировались, что позволяло экспертам осторожно намекать на то, что такое представление было сделано по заказу международных табачных корпораций.

В любом случае, этот спор сейчас находится на стадии рассмотрения группой экспертов, в качестве третьих сторон к нему присоединились 35 стран, а решение по делу эксперты ожидают в 2016 году.

Еще один важный момент – несмотря на то, что с 2012 года было несколько смен состава правительства, а еще больше – изменений руководителей Минэкономразвития (именно это министерство отвечает за торговые споры ВТО), Украина не отказалась от своего иска к Австралии.

Таким образом, дело, начатое Украиной, постепенно двигалась к принятию арбитражного решения.

Но вдруг случилась Франция!

Что изменилось с принятием Францией закона, подобного австралийскому? Его принятие поставило украинское правительство в весьма неловкое положение.

Если правительство продолжает считать, что принцип "простой упаковки" на сигаретных пачках нарушает права украинских производителей, то Минэкономразвития должно подать аналогичную жалобу против Франции.

Это выглядит очень логичным, учитывая, что вероятность экспорта украинских сигарет во Францию гораздо выше, чем в далекую Австралию.

Но новый спор в ВТО, а кроме того – с членом ЕС, может вызвать большой международный скандал. В 2012 году довольно странный иск Украины против Австралии сопровождался многочисленными обвинениями в адрес Киева.

Кстати, на торговом сленге страны, подающие иск, явно защищая не своих производителей, а кого-то другого, называют "странами-суррогатами".

В 2012 году украинскому правительству не было дела до таких обвинений. Но сейчас другие времена, и правительство куда более внимательно относится к своему международному имиджу.

Выходит, правительству лучше не реагировать на французский закон, оставив все, как есть? Но в таком случае позиция Украины в споре с Австралией окончательно сводится на нет.

Как можно бороться с вероятным нарушением на другом конце земли, игнорируя аналогичное почти под боком?

Как видим, правительство действительно оказалось перед непростым выбором.

Впрочем, есть еще один возможный выход – досрочно закрыть спор с Австралией. Хотя правительство до сих пор игнорирует этот (причем очевидный) путь.

Но "французский прецедент" как минимум должен заставить правительство определить свою позицию в этом деле, а самое главное – объяснить ее обществу.

Автор:

 

Юрий Панченко,

редактор "Европейской правды"