Прививка подорожанием. Почему повышение тарифов приведет к независимости страны
Повышение тарифов для украинских граждан уже стало неизбежностью.
Это очень неприятный и болезненный шаг, но есть ли у него альтернатива? Попробую взять на себя очень непопулярную роль – доказать полезность этого шага не только для бюджета Украины, но и для украинских граждан. Примером того, что это возможно, является опыт восточноевропейских стран, также прошедших болевой шок повышения тарифов.
Прежде всего – о государственном бюджете. Ни для кого не секрет, что Украина пока вынуждена импортировать большую часть потребляемых в стране энергоресурсов. При нынешнем уровне потребления внутреннее производство энергоресурсов не покрывает потребности страны.
Импортируемый газ должен быть оплачен. Возникает вопрос – откуда?
Формально существует два способа собрать эти деньги. Первый – напрямую собирать через граждан, оплачивающих потребленные ими тарифы. Второй вариант – в виде частичной компенсации государством из бюджета.
Однако на самом деле никакой альтернативы нет. В любом случае эти деньги будут собраны с жителей Украины. Их львиная доля будет собрана из непрямых налогов, которые взимаются с покупаемых нами товаров, а также с подоходного налога, который собирается с доходов граждан.
Таким образом, в любой ситуации за все это платит государственный бюджет, а значит – каждый налогоплательщик.
Те деньги, которые собирают с граждан в виде налогов, могут пойти на компенсацию тарифов, а могут – на другие цели.
В чем же разница? Практика государственной компенсации тарифов на газ, применявшаяся все годы украинской независимости, не создает никаких стимулов для энергосбережения. Это выгодно для экспортеров энергоресурсов, в первую очередь – российских, однако совершенно не выгодно государству Украина и ее гражданам.
Низкие тарифы, а точнее – низкие тарифы для физических лиц и высокие – для юридических, также полезны для энерготрейдеров.
Ситуация, когда один и тот же продукт (а именно - природный газ) без каких-либо экономических оснований имеет различную стоимость для отдельных категорий покупателей, стимулирует создание непрозрачных схем.
При этом государство не в состоянии бороться с такими схемами, не уничтожая источник коррупции. Например, создание нормативных уровней потребления, что, по идее должно минимизировать коррупцию, лишь создает новые условия для нее.
Можно ли потратить эти деньги иначе?
Субсидии для людей, неспособных самостоятельно оплатить реальную себестоимость энергоресурсов, требуют лишь часть этой сэкономленной суммы. Остальная часть средств остается в распоряжении государства.
О какой сумме идет речь?
Сейчас Украина тратит около 10% ВВП страны на компенсацию тарифов и поддержку НАК "Нафтогаз Украины". По крайней мере, такая сумма заложена в действующем госбюджете на 2015 год.
Даже если эта сумма снизится вдвое – с учетом будущих затрат на субсидии, – экономия все равно выглядит внушительной.
И вот теперь ключевой вопрос: как государство намерено потратить эту сумму?
В условиях урезания бюджетных расходов этот вопрос выглядит явно лишним, однако стоит подчеркнуть – полученная бюджетная экономия позволит очень быстро провести энергетическую модернизацию жилого сектора Украины.
Речь не идет о полномасштабной модернизации каждого дома за бюджетные средства. Такие траты не выдержит бюджет даже обеспеченной и экономически стабильной страны.
Однако государство способно дополнительно стимулировать граждан к такой модернизации. Говорим "дополнительно стимулировать", поскольку повышение тарифов уже само по себе является стимулом.
Что это даст?
Обратимся к польскому опыту. Десять лет активной поддержки модернизации домов – государство оплачивало 20% расходов на ремонт – привели как минимум к 30-процентной экономии энергоресурсов.
И это дало результат! Сейчас средняя польская семья тратит на отопление немногим больше, чем она платила 10 лет назад. А ведь мировая стоимость энергоресурсов за это время выросла в несколько раз.
Что это означает для Украины?
Общие расходы на энергетическую модернизацию жилого сектора страны оценены экспертами на уровне от $15 до $50 млрд. Если украинское правительство последует польской схеме поддержки энергомодернизации, то страна может достичь экономической независимости за 10 лет.
Однако те жильцы, которые первыми проведут такую модернизацию, будут защищены от растущих тарифов.
Более того – в прошлое уйдет позорная практика, когда теплокоммунэнерго зимой отключала отопление районам и целым городам. Ведь причиной этих отключений были не долги граждан – большинство украинцев очень щепетильны в этих вопросах, – а долги государства по компенсациям разницы в тарифах.
Безусловно, на пути к этому светлому будущему – несколько лет тяжелых реформ. Однако постоянный перенос этих изменений не несет ничего хорошего – рано или поздно Украине предстоит пройти этот путь.
Автор: Гжегож Гайда,
руководитель проекта Всемирного банка
"Энергоэффективность в жилищном секторе в Украине"