Может ли Украина защитить свою экономику от РФ, не нарушая норм ВТО?
Учитывая современное состояние международных отношений, интересы национальной безопасности для Украины играют едва ли не важнейшую роль. Речь идет не только о контрмерах в ответ на действия агрессора, но и о защите тех отраслей национальной экономики, которые пострадали вследствие кризиса, аннексии Крыма и войны на востоке Украины.
Поэтому если поставить на чаши весов интересы национальной безопасности Украины и ее обязательства в рамках ВТО, то интересы безопасности будут иметь больший вес.
Так, в разное время из соображений безопасности государствами применялись полные или частичные ограничения экспорта или импорта, ограничения свободы транзита, запрет на осуществление финансовых транзакций или замораживание активов определенной страны.
Ярчайший пример – внедрение ЕС, США и другими странами экономических санкций против России. Такие меры, ограничивающие торговлю, де-факто введены из соображений безопасности, хотя и без ссылки на соответствующие положения соглашений ВТО.
Осознанно или нет, но Украина постепенно создает правовую базу для применения мер в интересах национальной безопасности. Вспомнить хотя бы закон Украины "О санкциях" или предлагаемые изменения в Таможенный кодекс относительно обеспечения применения санкций к государству-агрессору (законопроект №2129 от 13 февраля 2015 года).
Совсем недавно президент Украины своим указом утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны "О стратегии национальной безопасности Украины", согласно которому экономическая безопасность должна обеспечиваться, в частности, благодаря эффективному применению механизма специальных экономических и других ограничительных мер (санкций).
Поэтому для дальнейшего движения в этом направлении Украине необходимо определиться с приоритетами (например, определить отрасли промышленности, которые пострадали из-за войны), выбрать инструментарий для эффективной защиты и обосновать выбранные мероприятия, не боясь открыть "ящик Пандоры".
Исключения по соображениям безопасности в Соглашениях ВТО
Как известно, исключения не отрицают существование правила, а лишь подтверждают его функциональность. Именно поэтому в праве ВТО есть ряд исключений, которые предоставляют государству определенную маневренность в реализации ее регуляторных функций.
Следовательно, возможность применения государствами мер, которые ограничивают международную торговлю, однако вводятся для защиты интересов национальной безопасности, предусмотрена статьей XXI ГАТТ, а также статьей XIVbis Генерального соглашения о торговле услугами ("ГАТС") и статьей 73 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности ("ТРИПС").
В соответствии с указанными Соглашениями, обязательства государств, взятые в рамках ВТО, не могут быть препятствием в осуществлении любых действий, которые государство считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности, предпринимаемых во время войны или других чрезвычайных ситуаций в международных отношениях.
Однако в случае введения ограничительных мер по соображениям национальной безопасности должны быть учтены определенные особенности.
Во-первых, государство самостоятельно определяет, какие существенные интересы его безопасности требуют защиты.
Как отмечает Пьетро Поретти, эксперт ITFC и бывший юрисконсульт Секретариата Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA), история согласования текста статьи ХХІ ГАТТ свидетельствует о том, что в первую очередь ее применение планировалось сузить лишь до исключительных случаев – войны или других чрезвычайных ситуаций в международных отношениях, поэтому применение этой статьи было полностью отнесено на усмотрение государств.
В результате только государство является единственным судьей в определении тех интересов национальной безопасности, которые оно стремится защищать.
Такой подход обусловлен тем, что
обеспечение либерализации торговли не может преобладать над легитимным правом государства на защиту своего суверенитета и национальной безопасности.
При этом стоит отметить, что понятие "безопасности" в этом смысле шире, чем военная безопасность.
Во-вторых, в случае применения исключений из соображений национальной безопасности должен быть сохранен баланс между правом государства на защиту своей безопасности и правами других государств, которые предусмотрены соглашениями ВТО.
Цель соблюдения баланса – недопущение злоупотребления правами, поскольку даже война не является оправданием откровенному протекционизму. Ограничительные меры, завуалированные как исключения из соображений безопасности, на самом деле могут быть введены для ослабления международной конкуренции.
Так, в 1975 году Швеция на основе вышеуказанной статьи XXI ГАТТ полностью запретила ввоз некоторых изделий из текстиля на том основании, что национальное производство существенно сократилось, и в связи с этим существовала угроза оборонным ресурсам Швеции как части ее национальной безопасности. Многие страны поставили под сомнение обоснованность применения статьи XXI ГАТТ. Поэтому уже в 1977 году Швеция отменила такие меры.
Что же касается обязанности нотификации, то среди трех соглашений (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС) только ГАТС устанавливает прямую обязанность государства информировать Совет по торговле услугами ВТО о введении соответствующих мер.
Однако принятое в 1982 году министерское решение "О статье XXI ГАТТ" содержит рекомендацию, что "государства-члены должны быть должным образом и в полной мере информированы о торговых мерах, принятых согласно статье XXI ГАТТ".
А не страшна ли Пандора?
Стоит отметить, что государства-члены ВТО чрезвычайно осторожно относятся к статье XXI ГАТТ (и соответствующим положениям ГАТС и ТРИПС). Именно поэтому исключения из соображений безопасности часто именуют "ящиком Пандоры".
Основная причина заключается в том, что за время существования ГАТТ и ВТО ни группа экспертов, ни Апелляционный орган ВТО ни разу не давали оценку правомерности тех или иных мер, введенных в интересах национальной безопасности.
Даже когда введение ограничительной меры из соображений безопасности становилось предметом спора в рамках ВТО, никакого решения по делу вынесено не было.
Так, в 1985 году США ввели эмбарго в отношении Никарагуа (где у власти были коммунисты-сандинисты) на основании статьи XXI:b(iii) ГАТТ.
Спор дошел до стадии рассмотрения группой экспертов, но не был рассмотрен, и решение не было принято, поскольку группа экспертов фактически отказалась рассматривать вопрос правомерности применения США статьи XXI ГАТТ.
В 1996 году президент США Билл Клинтон подписал Helms Burton Acts, который санкционировал торговое эмбарго в отношении Кубы (список мер был очень широким). ЕС, Мексика и Канада выступили против такого решения, но только ЕС передал спор в ВТО. Тогда стало известно, что США намерены применить статью XXI ГАТТ. После этого по просьбе ЕС рассмотрение дела приостановили на 12 месяцев, и стороны якобы урегулировали спор путем переговоров, но на самом деле Helms Burton Acts не был изменен.
Причина того, что члены ВТО "опасаются" вынесения решений относительно исключений по соображениям безопасности, состоит в том, что предоставление правовой оценки со стороны ВТО в отношении таких действий государств могло бы стать опасным прецедентом.
Прецедентом, который может "взорвать" механизм торговых отношений в рамках ВТО.
Поэтому можно констатировать наличие "молчаливого согласия" относительно неприкосновенности права государства применять меры, которые хотя и ограничивают торговлю, однако необходимы для интересов национальной безопасности.
Выводы для Украины
Таким образом, чтобы безопасно открыть "ящик Пандоры", действия Украины должны быть последовательными, логичными и обоснованными.
Для этого необходимо придерживаться довольно простого алгоритма: определить круг существенных интересов (товары или услуги, отрасли промышленности и т. д.), требующих защиты, меры, внедрение которых необходимо в краткосрочной перспективе, и предоставить четкую аргументацию и обоснование. Также надо не забыть донести свою позицию до ВТО.
В случае правильного формирования позиции государства у торговых партнеров Украины не будет возникать вопросов относительно злоупотреблений с ее стороны. А в случае возникновения спора и переноса его в плоскость ВТО статья XXI ГАТТ будет служить надежным щитом для защиты.
Авторы:
Татьяна Слипачук, глава правления ОО "Украинский центр содействия инвестициям и торговле" (ITFC)
Александра Бровко, координатор образовательных проектов ITFC