Антимонопольный комитет «срывает» выполнение Соглашения об ассоциации?
Что такое Антимонопольный комитет и есть ли в его работе коррупционная составляющая, хорошо известно любому предпринимателю.
Недавно представители бизнес-ассоциаций, общественности и эксперты в сфере антимонопольного права объединили свои усилия с целью очищения установления единых и прозрачных правил рассмотрения дел Комитетом, что должно стать важным фактором в улучшении инвестиционного климата в Украине. С этой целью как раз и был разработан и представлен на рассмотрение в экономический комитет ВРУ Законопроект № 2431 "О внесении изменений в законодательство о защите экономической конкуренции относительно определения органами АМКУ размера штрафов за нарушения законодательства о защите экономической конкуренции".
Ключевыми положениями этого законопроекта являются:
- принуждение Антимонопольного комитета к разработке Методики определения размера антимонопольных штрафов;
- обязанность АМКУ применять такую Методику при определении размера штрафа;
- четкая фиксация права бизнеса оспаривать решения АМКУ в суд не только в части сути нарушения, но и в части необоснованно/неправильно рассчитанного размера санкции.
Закон о прозрачности работы АМКУ – также и евроинтеграционный, направленный на выполнение Соглашения об ассоциации с ЕС.
Именно потому он был включен в Коалиционное соглашение, т.н. "План Гройсмана" и в Карту еврореформ для парламента на 2015 год от инициативы Stronger Together.
Для просмотра всей инфографики (на украинском языке) нажмите на изображение |
За последние несколько месяцев было проведено большое количество встреч с участием различных министров, депутатов, а также премьер-министра и президента Украины, во время которых много говорилось о важности данного законопроекта для развития бизнеса в Украине и борьбы с коррупцией. Более того, согласно п. 14 Рижского меморандума на предоставление Украине финансовой помощи в размере 1,8 млрд евро, законодательно закрепленная "прозрачность" правил определения штрафов - одно из условий получения Украиной последующего транша в сентябре этого года.
Каково было удивление, когда перед вынесением Законопроекта на рассмотрение комитета ВРУ по вопросам экономической политики авторы Законопроекта обнаружили официальное письмо АМКУ в адрес комитета ВРУ не со словами поддержки, а с просьбой "доработать законопроект".
Что же хочет "доработать" АМКУ?
Антимонопольный комитет выступает против того, чтобы была утверждена Методика расчета штрафа путем принятия соответствующего распоряжения АМКУ (обязательного к исполнению нормативно-правового акта).
Вместо Методики Комитет предлагает утвердить "принципы / порядок" наложения штрафов в виде "рекомендательных разъяснений АМКУ".
Даже для тех, кто не сильно знаком с антимонопольным законодательством, из самих терминов становится понятно, чем отличается Методика от "принципов". Методика предполагает установление четкой методологии с конкретными формулами расчета, в то время как "принципы" дают только определенные ориентиры, применение которых будет настолько оценочным, что оспорить это в независимом суде будет практически невозможно.
Утверждение Методики Распоряжением АМКУ даст возможность заинтересованным лицам полноценно применять эту Методику в суде, поскольку она будет иметь юридически обязательный характер, тогда как обязательность и правовая природа "рекомендательных разъяснений" для суда будет весьма сомнительной.
Антимонопольный комитет Украины настаивает на том, что суд должен быть лишен права пересматривать решения АМКУ в части размера наложенного штрафа, поскольку, как считает комитет, суд не является компетентным органом в рассмотрении данных дел, а определение размера антимонопольного штрафа должна остаться в исключительной компетенции АМКУ.
О чем это говорит? Фактически Комитет пытается сохранить свою монополию в этой сфере, лишить бизнес возможности пересмотреть размер наложенной санкции компетентным судом, тем самым оставить свое эксклюзивное полномочие "вести переговоры с бизнесом" по поводу размера возможных санкций со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Такая позиция АМКУ прямо противоречит положению ст. 255 Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, которое предусматривает обязательство Украины обеспечить судебную процедуру пересмотра наложенных антимонопольных санкций.
Важным моментом является то, что авторы законопроекта включили в него норму, которая устраняет один из существующих сегодня коррупционных механизмов избегания ответственности за антимонопольное нарушение недобросовестным бизнесом.
Сегодня согласно действующей норме Закона, если ответчик по антимонопольному делу не предоставил по требованию АМКУ информацию о размере дохода за предыдущий год, на основе которого должен был бы рассчитываться штраф, то АМКУ имеет право рассчитать размер штрафа на основе необлагаемых минимумом доходов граждан, в результате чего размер штрафа становится в тысячи раз меньше, чем он должен был быть в случае расчета на основе информации о доходах.
Конечно, применение этой нормы закона всегда требует воли со стороны самого Комитета, а воля, как известно, в нашей стране зачастую бесплатно не возникает.
Удалив данную норму из Закона, авторы Законопроекта обоснованно считают, что сегодня у Комитета есть достаточно инструментов законного влияния на того, кто уклоняется от предоставления информации о доходах, включая проведение проверок, открытие отдельного дела по непредоставлению субъектом информации и т.п.
Стоит напомнить, что потребность в указанном Законопроекте была продиктована коррупциогенными факторами, существовавшими до сегодняшнего дня в деятельности Комитета в связи с дефектами закона.
Так, действующее конкурентное законодательство фактически предусматривает полную дискрецию АМКУ в вопросе определения размера штрафа – от 1 грн до 10% оборота группы компаний за предыдущий год, что может исчисляться миллиардными суммами.
Какую сумму штрафа АМКУ выберет - это сегодня полностью зависит от воли соответствующих чиновников.
В процессе расследования дела в АМКУ Комитет озвучивает нарушителю предстоящую, часто пугающую сумму штрафа (иногда она даже звучит в предварительном решении АМКУ), после чего могут происходить "переговоры" с данным нарушителем, и сумма, фигурирующая в окончательном решении АМКУ, уменьшается в сотни раз.
Если же нарушитель все-таки не захотел договариваться и решил оспорить решение АМКУ в суде, то суд сегодня фактически не может пересмотреть размер наложенной Комитетом санкции, а может только отменить решение АМКУ полностью и передать его на повторное рассмотрение все тому же Комитету. Таким образом, субъект хозяйствования повторно принуждается к "диалогу" с Комитетом.
N. B.: 17 июня на заседании экономического комитета Рады законопроект №2431 было рекомендовано вынести на первое чтение. Голосование запланировано уже на 18 июня.
Автор: Лана Синичкина,
партнер Адвокатского объединения Arzinger