Украинское вино на рынке ЕС: миссия выполнима
Прийтись по вкусу ценителям вина в Европе – задача не из легких. Так уж сложилось, что французские, итальянские, испанские вина имеют репутацию самых желанных во многих государствах. Но такая устоявшаяся практика вовсе не говорит об отсутствии у украинских виноделов шанса на успех у европейцев.
Даже последние исследования говорят о том, что уровень потребления продукции виноградарства в Европейском союзе каждый год растет на 3,1%, а следовательно, с увеличением спроса растут и экспортные возможности.
Но какими будут наши действия?
Прежде всего, следует создать репутацию собственной винодельческой продукции и региона ее производства.
Здесь целесообразно вспомнить, что история всемирно известного шампанского началась именно с конкуренции местных общин Франции. Жители Шампани очень завидовали успеху вина своих южных соседей из Бургундии и стремились добиться большего признания для собственного. Но в силу климатических условий виноград вызревал плохо и, как правило, имел низкий уровень сахара. Более того, накопление углекислого газа время от времени приводило к взрыву бутылок. Жители Франции не воспринимали такой продукт, однако он пользовался большой популярностью в других странах. А настоящий успех игристое вино, более известное как шампанское, получило только в XVI веке.
Собственно, одним из толчков к тому, чтобы создать свою историю, для нас должны стать обязательства по Соглашению об ассоциации с Европейским союзом.
Речь идет о всем известном переходном периоде в десять лет, когда Украине разрешено использовать названия, обозначающие географические указания (документом определены 12 таких названий), которые зарезервированы за европейскими производителями, вроде "шампанского" или "коньяка".
Почему предпочтение отдается именно географическим указаниям? Дело в том, что климатические условия, почвы, сорта винограда наделяют продукт неповторимыми свойствами, а упоминание на маркировке о защищенном географическом указании территории, с которой происходит продукт, многократно повышает его репутацию.
Такой эффект торговая марка, например, не обеспечит.
Важно, что у Украины нет обязательств по изменению рецептуры или состава продукта, который производится под названием, защищенным в ЕС.
Поэтому тем, кто планирует поставлять в Сообщества собственную продукцию уже сегодня, просто не следует использовать на маркировке те названия, которые, в частности, определены в статье 208 Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом.
Для тех, кто уже является производителем коньяков, хереса и тому подобного, ситуация несколько сложнее. Они должны провести так называемый ребрендинг, поскольку по истечении 10 лет с момента вступления в силу Соглашением такая продукция даже на внутреннем рынке не сможет предлагаться к продаже.
Одним из вариантов решения вопроса географических названий может стать регистрация нескольких украинских географических указаний, например в Закарпатской или Одесской областях.
При этом уместно, чтобы винодельческая продукция, название которой будет изменено, производилась из отечественного сырья. Конечно, европейское законодательство не содержит оговорок относительно запрета на использование компонентов иностранного происхождения, однако в таком случае конечный продукт вряд ли сможет считаться полностью украинским.
Более того, регионы Украины за счет известности продукции, в которых она производится, также в перспективе могут получить второе дыхание благодаря привлекательности для инвестиций, что увеличит их экономический и социальный потенциал.
Не в последнюю очередь требует внимания необходимость соответствия продукции показателям безопасности.
По этому вопросу, среди прочих, действуют два основных акта Европейского союза: Регламент Совета ЕС № 315/93 и Регламент Комиссии № 1881/2006, которыми установлены допустимые уровни загрязняющих веществ. Здесь правило очень простое: продукт, в котором уровень загрязняющих веществ превышает допустимые нормы, не может признаваться безопасным для жизни и здоровья людей, а следовательно, не может поставляться на рынок Европейского союза.
Если показатели безопасности вина соответствуют должному уровню и такая продукция готовится к экспорту в Европейский союз, следует позаботиться о получении сертификата как гарантии подтверждения соответствия критериям, которые выдвигаются государствами ЕС, к продукции (содержание алкоголя, сухих остатков и тому подобное).
Этот документ должен подписываться компетентным органом государства происхождения. В свою очередь заключение по результатам анализа выдается официальной лабораторией, которая определяется государством, в нашем случае – Украиной.
Но важным остается не только качество самой продукции виноградарства.
Сегодня общей тенденцией в Европе остается развитие конструкторских разработок, которые позже становятся объектами интеллектуальной собственности: патентов, полезных моделей, промышленных образцов.
Форма бутылки или даже крышка очень часто может быть запатентована в качестве промышленного образца.
Поэтому важно проверить наличие правовой охраны, особенно когда речь идет о тех производителях, которые только начинают экспортную деятельность. Для этого достаточно обратиться с соответствующим запросом в офис Европейской патентной организации.
На некоторые нюансы стоит обратить внимание и государству. Например – сделав "евродизайн" для акцизной марки. Форма украинской акцизной марки и информация, которая на ней содержится, имеют некоторые расхождения с европейской практикой.
Возьмем для примера опыт Великобритании. Так вот, по правилам этого государства акцизная марка должна быть круглой формы диаметром 25 мм и размещаться на любой поверхности бутылки, кроме дна, пробки, крышки. В свою очередь перечень информации на такой марке также невелик: номер, буква, означающая продукт (W – виски, бренди и т.п.), обозначения "Для UK рынка", "Подлежит уплате акцизный налог" и название фискального органа.
Конечно, важно само наличие такой марки, однако подражание ее формы правилам ЕС может добавить некоторой европейскости украинской винодельческой продукции.
Перечисленные составляющие успеха просты в своей сложности, но далеко не исчерпывающими, однако они снова и снова доказывают, что шанс оказаться на рынке Европейского союза есть у каждого, кто готов преодолеть его вызовы.
Автор: Таисия Клочко,
начальник отдела международной интеграции
в сфере технического регулирования,
санитарных и фитосанитарных мер в АПК
Министерства аграрной политики и продовольствия Украины