Европейские вопросы украинского бизнеса
Апрель-май этого года – время евроинтеграционной активности, своеобразной проверки часов перед введением со следующего года глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС.
Благодаря регулярным контактам с руководством ЕС Украинский союз промышленников и предпринимателей получил возможность задать европейцам ряд важных вопросов по совершенствованию финансовой и экономической помощи.
Кредитование бизнеса. Прямой путь всегда короче
Евросоюз всегда поддерживал развитие предпринимательства в Украине. В рамках Пакета поддержки размером в 11 млрд евро, подготовленного Еврокомиссией в 2014 году, около 370 млн евро было предусмотрено для украинских малых и средних предприятий. К сожалению, это лишь 3% от общей суммы.
В 2015 году ЕС объявил о новом Пакете поддержки – 110 млн евро для малого и среднего бизнеса. Но увидит ли отечественный бизнес эти деньги?
Эффективность европейских программ заставляет желать лучшего.
Первая причина – сложная ситуация на внутреннем банковском рынке. Попадая в украинский банк, средства могут быть выделены бизнесу с нашими кредитными ставками, что неприемлемо для бизнеса.
Вторая – фактическим получателем средств являются иностранные финансовые и консультационные институты, которые используют их для консультаций и образовательных программ.
Безусловно, это очень полезно для бизнеса, но ему нужен еще и стартовый капитал, и кредитные ресурсы. Как раз их-то и нет, в то же время европейские средства остаются не до конца востребованными.
Наше предложение – направить средства европейской поддержки непосредственно на предприятия. Думается, при использовании прямого пути механизмы контроля включить нетрудно.
Инвестиционный инструмент соседства – работает ли он?
Итак, оказывается, что гранты ЕС для украинского бизнеса практически полностью привязаны к кредитам. Наиболее существенной является поддержка в рамках инвестиционного инструмента соседства (Neighborhood Investment Facility – NIF), предусматривающая частичную (10-15%) компенсацию кредитов, полученных бизнесом.
Но данная помощь ограничивается 25 млн евро до 2020 г., что составляет всего 7% общего пакета поддержки бизнеса. Понятно, что это почти не влияет на общеэкономическую ситуацию.
Украинская сторона предлагает отработать механизмы, когда финансовая поддержка от ЕС будет поступать непосредственно к бизнесу.
Каким образом?
Необходимо предоставлять гранты именно предпринимателям. Есть опасения в нецелевом использовании? Давайте включать механизмы дальнейшего тщательного мониторинга и аудита, они существуют. Гранты должны быть тесно связаны с образовательными программами, которые именно научат начинающих бизнесменов эффективно использовать первоначальный капитал или кредиты.
Было бы целесообразно увеличить долю поддержки частного сектора со стороны ЕС, ввести реальную поддержку не после 2020г, а уже с 2016 г.
Подъемны ли кредиты?
В "молодых" странах-членах ЕС у местного бизнеса есть возможность получать кредиты под 3-7 %. В Украине кредитная ставка превышает 30-36 % в рублях и 13-16 % в евро и долларах.
Понятно, что основы для справедливой конкуренции в Украине и для Украины в ЕС нет. Экономический кризис и обвал гривны привели к тому, что значительная часть отечественного бизнеса требует дополнительных капитальных инвестиций или кредитных средств, чтобы спасти свои предприятия.
В Украине ожидали, что программы ЕС станут фактором стабилизации ситуации в экономике. К сожалению, выделенные средства несущественно помогают решению проблем. Высокие кредитные ставки, о которых уже говорилось, неподъемны даже для успешного бизнеса, не говоря уже о стартапах и малом бизнесе.
Какой выход? Надо сделать кредиты более доступными.
Кредитные ресурсы должны предоставляться заемщикам европейскими институциями по ставкам, которые являются эффективными в ЕС. Посредников, устанавливающих дополнительный процент на пути денег к предприятию, надо убрать.
Давайте рассматривать этот механизм как временный и чрезвычайный, но пока украинский банковский сектор не выздоровеет, кредитная помощь ЕС по старым схемам будет выглядеть как фикция.
Кроме того, мы просим помощи в деле создания Государственного банка развития, который должен аккумулировать поддержку ЕС, другие донорские и кредитные средства и обеспечить финансирование капитальных инвестиций, инновационных проектов, создания инновационных и индустриальных парков, поддержки малого и среднего предпринимательства.
Не завышены ли наши пожелания?
А может, наоборот? На саммите Восточного партнерства в Риге было объявлено о выделении Украине 1,8 млрд евро финансовой помощи. Очень принципиально то, как эти средства будут потрачены. Страдающей от кризиса экономике крайне нужна поддержка, и мы предпочитаем, чтобы она была своевременной и эффективной.
Предприятие – вот основной субъект экономики, и именно оно должно почувствовать себя частью Европы, организмом, судьба которого не безразлична сообществу, куда оно стремится попасть.
Автор:
Анатолий Кинах,
президент Украинского союза промышленников и предпринимателей