Аннексия Крыма. Есть ли смысл апеллировать и к ВТО?

Четверг, 2 июля 2015, 08:51 - Наталия Галецкая, адвокат

С принятием Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" Украина официально признала территорию Крыма временно оккупированной территорией. Особенность этого правового статуса заключается в том, что на Крым не распространяется суверенитет России, однако признается ее фактический контроль над этой территорией.

При этом такое закрепление именно такого статуса Крыма в украинском законодательстве позволяет Украине использовать все возможные международные инстанции для привлечения России к международной ответственности.

Действия России, связанные с оккупацией Крыма, как правило, квалифицируются как нарушение Конвенции о защите прав и основополагающих свобод человека, Устава ООН, соглашений в рамках СНГ и многих других международных договоров.

Однако совершенно незаслуженно торговые ограничения, вызванные временной оккупацией Крыма, не рассматриваются в свете обязательств России в рамках ВТО.

Оккупация Крыма Россией вызвала ряд торговых ограничений для Украины.

В частности, Россия распространила действие Таможенного тарифа Таможенного союза на территорию Крыма, то есть для того, чтобы товары с контетинентальної части Украины, а также из других стран, попали на территорию Крыма, они должны быть импортированы с соблюдением всех российских таможенных процедур и уплатой пошлины, определенного Россию.

Соответственно, действия РФ создали препятствия для транзитной перевозки украинских товаров по территории Крыма.

Как представляется, временная оккупация как торговое мероприятие нарушает целый ряд обязательств в рамках ВТО, например, статей II, XI:1 ГАТТ 1994 г. Стоит заметить, что перечень нарушений не является исчерпывающим, а скорее иллюстративным.

Статья II ГАТТ 1994 г. запрещает устанавливать новые и повышать действующие пошлины. Одним из элементов временной оккупации Крыма является распространение действия Таможенного тарифа Таможенного союза на территорию Крыма, то есть создания таможенной границы посередине территории Украины, тем самым заставляя Украину платить пошлину за импорт товаров с территории Украины (континентальная часть) на территорию Украины (Крым).

Поскольку ранее перевозке товаров по территории Украины не считалось импортом, то, соответственно, создания таможенной границы и установление пошлин является неправомерным и нарушает статью II ГАТТ 1994 г.

Статья XI:1 ГАТТ предусматривает, что "никакие запреты или ограничения, кроме пошлин, налогов или других сборов либо в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, не должны устанавливаться или применяться любой стороной относительно импорта любого товара, который происходит с территории любой другой договаривающейся стороны или экспорта или продажи на экспорт любого товара, предназначенного для ввоза на территорию любой другой стороны".

Оккупировав Крым, Россия создала новый фактический таможенную границу между континентальной территорией Украины и полуостровом Крым.

К временной оккупации Крыма Украина могла экспортировать товары в Туречиини, Болгарии, многих других государств, используя территорию Крыма для сообщения. Аналогично, Украина могла импортировать товары из многих стран, используя Крым для сообщения.

После аннексии Украина не может осуществлять экспорт товаров третьих государств и импорт товаров из этих государств через территорию Крыма, поскольку такие товары должны быть сначала импортированы в Крым с соблюдением всех таможенных правил и процедур, что Россия установила на территории Крыма, а далее следующие товары – могли бы уже быть импортированы третьих государств.

Изменение линии границы и искусственное создание новых границ привело к ограничению экспорта товаров из Украины и импорта товаров в Украину, а следовательно, временную оккупацию Крыма можно рассматривать как нарушение статьи XI:1 ГАТТ.

В случае если Орган по урегулированию споров в рамках ВТО удовлетворит исковые требования Украины, то это будет означать, что Россия обязана прекратить применение неправомерных торговых мероприятий.

Стоит подчеркнуть, что привлечение России к международной ответственности требует своей тактики и стратегии, которая должна выстраиваться с учетом результаты на всех возможных форумах для разрешения споров (Суд ООН, ЕСПЧ, ВТО и т. п), ведь решение на одном форуме может иметь влияние на решения на других форумах.

Конечно, в такой ситуации апеллирование к нормам ВТО никак не выглядит "главной линией" крымской политики Украины.

Однако отказываться от этого инструмента не стоит, ведь использование механизмов ВТО может укрепить переговорную позицию Украины.

 

Автор: Наталия Галецкая,

адвокат