«Критическая инфраструктура» – опыт ЕС против диверсионной войны
Украина уже испытала атаки на свои ключевые инфраструктурные объекты. Например, минометный обстрел боевиками газопровода "Краматорск – Донецк" в прошлом месяце оставил без голубого топлива Волноваху, Бердянск и Мариуполь, а также показал новые "очертания" войны, к которой уже готовится Россия.
Удары по газопроводу - это своеобразный тест на уязвимость для нашей критической инфраструктуры.
В результате обстрела газопровода на грани выживания осталось несколько населенных пунктов и более полумиллиона жителей. Угроза остановки нависла над металлургическими гигантами "Азовсталь" и ММК им. Ильича, а непрерывное ведение обстрела территории поставило под удар оперативность ремонта газопровода в подобных условиях.
Не вызывает сомнения версия о спланированном и целенаправленном обстреле боевиками газопровода как критической инфраструктуры.
На практике выглядит так, что Россия планирует перейти от гибридной войны к диверсионной.
Ведь на самом деле планы Кремля быстро захватить Восток Украины дважды проваливались: во-первых, когда Москва попыталась осуществить захват Донбасса с помощью "ополченцев-скоморохов" по крымскому сценарию, а во-вторых, когда открыто стала оказывать "гуманитарно-военную помощь" сепаратистам живой силой и техникой.
Впрочем, все усилия не дали ожидаемого результата. Сейчас Путин и его окружение активно ищут новые методы ведения гибридной войны, а возможно, и ее новую форму, поэтому не стоит выпускать из поля зрения формат "диверсионной войны".
Собственно, цель диверсионной войны заключается в проведении специальных операций по выводу из строя (повреждение, разрушение, поджог, подрыв и т.п.) жизненно важных объектов или их элементов путем применения различных способов разрушения, не связанных с боевыми действиями.
Не исключено, что Россия может намеренно прибегнуть к повреждению стратегически важных участков украинского газопровода в зимний период. Даже временный вывод из строя газотранспортной инфраструктуры Украины позволит российскому государству-агрессору мотивировать европейских потребителей на 100% использовать мощности "Северного потока" (в настоящее время используется лишь 50%, что составляет 27,5 млрд кубометров, то есть чуть меньше половины объемов транзита российского голубого топлива по территории Украины), а также лишний раз продемонстрировать "необходимость и оправданность" для европейцев строительства "Турецкого потока".
Недавнее повреждение газопровода показало, насколько важной для нашего государства в условиях войны является разработка концепции о защите критической инфраструктуры.
Стоит обратиться к опыту стран ЕС, в законодательстве которых заложены четкие параметры "критической инфраструктуры" и определен план действий на случай ее поражения.
В Европе впервые проблемой защиты критической инфраструктуры начали заниматься в Великобритании (1999 год), определив основные параметры критической инфраструктуры и ответственность определенных государственных органов по ее защите.
После трагических событий 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах вопрос защиты критической инфраструктуры от террористической угрозы приобрел для европейских государств особую актуальность.
Так, в октябре 2004 года Европейская комиссия прибегла к разработке общей методологии по защите критической инфраструктуры и рекомендовала обратить повышенное внимание на технологические и информационные элементы защиты тех объектов, прекращение функционирования которых будет иметь трансграничное воздействие (European Warning Critical Infrastructure Information Network, CIWIN).
Полезным будет опыт европейских соседок Украины в сфере законодательного закрепления защиты критической инфраструктуры. Например, правительство Словакии в 2007 году приняло "Концепцию критической инфраструктуры Словацкой Республики, ее защиты и обороны", где определена общая стратегия защиты жизненно важных объектов, но нет детального плана действий в кризисных ситуациях.
Уже в 2011 году был принят закон о критической инфраструктуре Словацкой Республики, который четко определяет объекты критической инфраструктуры, государственные органы, отвечающие за их защиту, а также детальный план мероприятий на случай чрезвычайной ситуации.
В 2007 году польское правительство приняло закон об управлении кризисными ситуациями, в рамках которого представлено четкое понимание параметров критической инфраструктуры и ее защиты.
Венгрия в 2012 году приняла закон о защите критической инфраструктуры, который можно назвать одним из самых комплексных документов в этой области. Собственно, закон четко определил порядок и принципы отнесения объектов к категории критической инфраструктуры, условия обеспечения их безопасности, проведения инспекций, а также механизм взаимодействия между государственными институтами в критических ситуациях, создание резервных ресурсных фондов и т.п. Более того, в Венгрии энергетику в разрезе критической инфраструктуры рассматривают как особую сферу, которая регулируется отдельным правительственным приказом.
Несмотря на серьезность угрозы, которая предстала сейчас перед национальной безопасностью нашего государства, необходимо срочно начать разработку нормативно-правовой базы, которая бы регламентировала защиту критической инфраструктуры.
По своему географическому положению Украина является частью Европы, а следовательно, прямо связана с европейской критической инфраструктурой, именно поэтому
украинское правительство должно активно и быстро начать диалог с ЕС по вопросам обеспечения безопасности национальной энергетической инфраструктуры.
Следует более детально изучить опыт развитых стран (США, Великобритания, Германия, Польша, Венгрия, Словакия, Болгария), которые уже имеют законодательное поле в отношении защиты критической инфраструктуры и максимально использовать их опыт в национальном законотворчестве.
Автор: Наталия Слободян,
директор департамента энергетики Международного центра перспективных исследований,
выпускница программы USAID "Энергоэффективность: реструктуризация газотранспортной системы"