Мартышка и рейтинги. Как РФ оберегает госкомпании от действия санкций

Среда, 12 августа 2015, 11:59 — Виталий Шапран, Украинское общество финансовых аналитиков

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой.
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка", говорит: "кум милый мой!
Что́ это там за рожа?...

И. А. Крылов "Зеркало и обезьяна"

В августе рынок облетела замечательная новость о том, что Российская Федерация создает новое, огромное рейтинговое агентство. Российская пресса намекала читателям, что "все очень серьезно" и агентство создается как раз для тех российских компаний, которые попали под санкции и из-за санкций имеют низкие рейтинги.

Отнести эту информацию к разряду слухов было сложно, поскольку функцию по созданию РА возложили на одну из русскоговорящих бывших сотрудниц S&P. А уже примерно через неделю президент РФ в публичной беседе с главой российского Центрбанка упомянул об этом невероятном проекте, опять дав понять рынку, "что все серьезно".


Новая информационная пилюля Кремля

Беда в том, что рынок рейтинговых услуг - это очень узкая отрасль, досконально разобраться в которой аналитику из банка или директору департамента из инвестиционной компании не получится. Еще сложнее оценить "чистоту игры" российского правительства журналистам.

Поэтому новость подхватили как знамя и радостно разнесли по интернету не только прокремлевские журналисты, но и независимая пресса, с воплями "наконец-то найдено лекарство от плохих рейтингов".

Однако на практике, зная подковерные бомбы, идея с очередным госрейтингом в РФ выглядела анекдотично.

То, чего не может быть, пытались запаковать в очередную информационную пилюлю и скормить ее рынку, чтобы обыватели ждали "хороших рейтингов", а значит, и дешевого финансирования. Но не тут то было.


Глазами специалиста

Попробуйте себе представить, что на российском рынке все же создали очередной "госрейтинг". Сразу три проблемы не дадут ему развиваться быстро:

1. В мире нет примеров успешных государственных рейтинговых агентств, поскольку ему очень трудно совмещать свою работу с таким мощным участником финансового рынка как государство. В странах, где доля госсектора в экономике велика, это вообще рискует превратиться в анекдот.

Представьте себе государственный Газпром, получающий рейтинг на эмиссию облигаций у государственного рейтингового агентства, который нужен для того, чтобы эти облигации купил и учел на своем балансе государственный Сбербанк.

И если внутри РФ этот вопрос можно было бы решить очередным новым законом, то за пределами РФ таким "госрейтингам" доверять уже никто не станет.

Заверения о том, что конфликт интересов будет минимальным, поскольку агентство будет присваивать рейтинги своим акционерам (!), доли которых будут менее 5%, выглядит вообще смешным, поскольку авторы идеи очередного "госрейтинга" не уточняют, а в целом какой пакет акций этого РА будет принадлежать госкомпаниям и госбанкам, которые преобладают на рынке РФ.

2. Из первой проблемы плавно вытекает вторая, преодолеть которую невозможно. Проблема в РФ состоит не в том, что падают рублевые инвестиции, а в том, что правительство и Центрбанк пытаются остановить отток капитала из страны.

Из-за санкций, низких рейтингов и плохих экономических прогнозов все меньше зарубежных инвесторов хотят продлевать пребывание своего капитала в РФ и даже в дочерних компаниях госкорпораций РФ, которые зарегистрированы в дальнем зарубежье. И рейтинговая проблема тут бьет почище санкций.

В США, ЕС, Японии и на большинстве развитых рынков неправительственным фондам и ряду инвестфондов запрещено инвестировать в бумаги с рейтингами ниже инвестуровня (ниже ВВВ-).

4 июля РФ сохранила суверенный рейтинг на уровне ВВВ- с негативным прогнозом, т.е. рейтинг балансировал на барьерном значении.

Одно движение вниз - и инвесторам пришлось бы сбрасывать бумаги правительства РФ, не говоря уж о том, что в РФ оказалась масса эмитентов, которые имели по определению рейтинг ниже суверена, т.е. не могли принимать инвестиции от инвесторов, которые вынуждены были придерживаться рейтинговых ориентиров.

Выходит, что для решения проблемы, от которой страдает экономика РФ, вновь созданному российскому "госрейтингу" статуса официального агентства в РФ будет недостаточно, поскольку как таковой проблемы с рейтингами внутри РФ на рынке нет.

Российскому "госрейтингу" придется добиваться признания в основных финансовых столицах, откуда шли инвестиции в РФ, то есть в Лондоне, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио.

Вряд ли российский "госрейтинг" будут ждать с распростертыми объятиями, особенно – после заявления Путина, что он создается, чтобы обойти санкции.

Отсюда можно сделать один простой вывод: или в ЦБ РФ просто не понимают всей глубины проблемы, которую они должны решить, или понимают, но ассистируют политическим властям в распространении по рынку позитивной информации.

3. Развитие рынка рейтинговых услуг в условиях монополии невозможно. Конкуренция на рынке для того и нужна, чтобы подавать участникам рынка аналитику из разных источников, чтобы на кредитные риски подавались разные взгляды и существовал узаконенный плюрализм мнений.

В ЕС, США и Японии нет монопольной модели или модели, где есть только один преобладающий участник. В 2006 году в США даже разрушили олигополию и увеличили число признанных РА в США до 10.

Для рынков США, ЕС и Японии рейтинги одновременно от 3-5 агентств - это обычное дело, и среди них нет государственных. В РФ рынок рейтинговых услуг уже сложился, и создавая еще одного участника с преимущественным правом на клиентов - государство как бы закапывает ту более-менее здоровую модель, которая уже давно работает на рынке и имеет право на жизнь.

Рейтинговый пассаж от ЦБ РФ не приближает устранение проблемы, а отдаляет решение этой проблемы, по сути деформируя рынок в угоду политическим амбициям.


Контрольный выстрел

Парадоксально, но в РФ один "госрейтинг" уже работает с 2011 года. Российское рейтинговое агентство "РИАРЕЙТИНГ" входит в состав госмедиахолдинга "Россия сегодня". Да-да, того самого холдинга, который возглавляет одиозный Дмитрий Киселев.

Работу "РИАРЕЙТИНГ" можно оценить позитивно, и тут рождается вопрос, а зачем вдруг РФ потребовалось создавать очередной "госрейтинг", если под рукой уже есть готовое РА, которое функционирует и имеет клиентскую базу. Вариантов ответа немного:

- Банальное освоение бюджета?

- Идея создать псевдонезависимое рейтинговое агентство, спрятав госкомпании под номинальными частными инвесторами? (Разумеется, бежать "РИАРЕЙТИНГ" в Комиссию по ценным бумагам США за статусом, если вышейший начальник "РИАРЕЙТИНГ" еще месяца три назад рассказывал с голубых экранов о том, как США превратятся в радиоактивный пепел, - по меньшей мере глупо.)

- Или все же преследуются более краткосрочные цели - накануне потери РФ суверена инвестиционного уровня успокоить рынок?

Пока что я более склоняюсь к миксу первого и третьего вариантов.

Освоить бюджет, спасая Родину, - это вполне здравая цель в российских реалиях.

Также заставляет задуматься информация о том, что новое российское рейтинговое агентство будет очень большим. Дело в том, что это не банк и не страховая компания, поэтому большой объем средств для его создания не нужен. Законодательство ЕС даже стимулирует создание небольших РА, давая им определенные льготы при регулировании работы. (Главное - это интеллектуальный потенциал РА, а не десятки миллионов долларов его потенциальных акционеров).

Плюс, конечно, официальной Москве нужно чем-то успокоить рынок, поскольку для РФ зима 2015-2016 (как раз когда будут пересматриваться суверены) будет очень и очень тяжелой.

Поэтому местный бомонд, приученный к западному фондированию, нужно успокоить и показать перспективу. Не вникая в суть проблемы, бизнес будет ждать четвертого квартала, а там возможно или идея потеряется в архивах информационных агентств, или бизнесу уже будет не до "рейтинговых проблем".

Если же я ошибаюсь, и Центробанк РФ действительно намерен серьезно взяться за проблему, то РФ предстает в комичном свете - такой себе престарелой красавицей, которая вместо того, чтобы измениться, вдруг решает сменить зеркало, не осознавая, что результат будет тот же.

 

Автор: Виталий Шапран,

член исполкома 

Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)

 Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора.

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: