Антитабачная политика ЕС: каких акцизов ждать Украине
Одним из последствий подписания Соглашения об ассоциации с ЕС стало постепенное повышение акцизных ставок на табачные изделия, которые в ЕС в несколько раз выше, чем в Украине.
Что это означает? Этот вопрос уже вызвал экспертную дискуссию. Приходилось читать, что увеличение табачных акцизов в Украине до уровня ЕС приведет лишь к увеличению контрабанды и контрафактной продукции, но не повлияет на привычки украинцев курить.
Что же на самом деле означает эта норма Соглашения об ассоциации?
Прежде всего процитируем само Соглашение. Его статья 352 предусматривает "постепенное приближение акцизных ставок на табачные изделия, насколько это возможно, принимая во внимание ограничения регионального контекста, в том числе путем диалога на региональном уровне и в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ о контроле над табаком от 2003 году".
В свою очередь статья 6 Рамочной конвенции признает, что ценовые и налоговые меры являются эффективным и важным средством сокращения потребления табака различными группами населения, особенно молодежью, а также определяет, что страны должны осуществлять налоговую политику и, в случае целесообразности, ценовую политику в отношении табачных изделий, чтобы содействовать достижению целей в области здравоохранения, направленных на сокращение потребления табака.
Следовательно, основной целью налоговой политики ЕС в отношении табачных изделий является сокращение их потребления.
К тому же такая налоговая политика должна содействовать росту поступлений в государственный бюджет и сокращению нелегального оборота сигарет между странами.
По данным Еврокомиссии, благодаря росту акцизов и другим мерам контроля над табаком в 27 странах ЕС в целом продажи сигарет и табака для самокруток (из расчета 0,75 грамм табака = 1 сигарета) в 2002–2014 годах сократились с 893 млрд до 606 млрд сигарет.
Проще говоря – за последние 13 лет потребление табака в ЕС уменьшилось почти на треть.
Одновременно суммарные доходы от налогообложения табачных изделий в этих 27 странах возросли с 60 млрд до 82,5 млрд евро, или на 38%.
Рост доходов от налогообложения табачных изделий при сокращении их продаж произошел благодаря увеличению средней ставки акциза в 2002–2014 годах с 72 евро до 134 евро на 1000 сигарет, или на 85%.
Продажа сигарет и акцизные доходы в 27 странах ЕС в целом, данные ЕК |
Стоит подчеркнуть: уменьшение продаж произошло именно благодаря сокращению потребления табачных изделий, а не из-за роста объемов их нелегального потребления.
В отчете SUN Report, подготовленном европейским агентством KPMG по заказу четырех крупнейших табачных корпораций, показано, что в 2007–2014 годах облагаемое налогом внутреннее потребление сигарет в 27 странах ЕС сократилось с 629 млрд до 453 млрд, или на 28% за семь лет, тогда как объемы необлагаемого потребления оставались стабильными – около 90 млрд в год.
Потребление сигарет в 27 странах ЕС (млрд сигарет), KPMG SUN Report |
Конечно, "новые европейцы" – страны, присоединившиеся к ЕС в 2004 и 2007 годах (Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Румыния и Болгария), – вынуждены были быстро повышать ставки табачных акцизов.
Темпы роста акцизной нагрузки в новых странах ЕС были различными, в некоторые годы – достаточно высокими.
Например, в Латвии в 2006–2009 годах она возросла с 16 до 68 евро, или в четыре раза за три года. В Румынии в 2004–2007 годах (перед вступлением в ЕС) нагрузка увеличилась с 14 до 39 евро, или в 2,8 раза.
Средняя акцизная нагрузка (евро на 1000 сигарет) в новых странах ЕС в 2004–2015 годах
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Польша | 27 | 33 | 43 | 45 | 54 | 64 | 64 | 77 | 75 | 87 | 93 | 98 |
Чехия | 29 | 31 | 41 | 58 | 66 | 75 | 76 | 82 | 83 | 84 | 84 | 85 |
Словакия | 39 | 40 | 52 | 50 | 60 | 78 | 78 | 86 | 83 | 91 | 93 | 94 |
Венгрия | 42 | 46 | 51 | 49 | 61 | 68 | 67 | 67 | 78 | 89 | 89 | 91 |
Словения | 47 | 50 | 56 | 61 | 64 | 67 | 71 | 80 | 86 | 97 | 101 | 106 |
Литва | 21 | 21 | 20 | 25 | 37 | 45 | 68 | 65 | 69 | 73 | 73 | 78 |
Латвия | 12 | 14 | 16 | 23 | 45 | 68 | 69 | 72 | 76 | 80 | 83 | 100 |
Эстония | 26 | 30 | 34 | 35 | 48 | 64 | 67 | 75 | 85 | 88 | 94 | 98 |
Румыния | 14 | 17 | 28 | 39 | 45 | 55 | 74 | 79 | 77 | 80 | 84 | 91 |
Болгария | 20 | 19 | 37 | 35 | 41 | 51 | 76 | 77 | 77 | 79 | 79 | 79 |
Какими были последствия этих шагов?
В 10 новых странах ЕС поступления в бюджет от табачных акцизов за 11 лет выросли в 3,4 раза – с 3,7 млрд евро в 2001 году до 12,5 млрд евро в 2012 году.
По данным упомянутого выше отчета KPMG, в 2007–2014 годах потребление сигарет (легальных и нелегальных) в этих 10 странах уменьшилось со 179 млрд до 111 млрд, или на 38% за семь лет, тогда как объемы нелегального ввоза и вывоза сигарет в эти годы оставались довольно стабильными (Рис. 3).
Оппоненты повышения акцизов обычно оперируют цифрами доли контрабанды в общем потреблении, но эта доля растет из-за уменьшения объемов легального потребления сигарет, а не из-за роста объемов контрабанды.
Потребление сигарет в 10 новых странах ЕС (Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Словения, Румыния, Болгария, Латвия, Литва и Эстония), млрд сигарет, данные KPMG |
Положительный эффект от увеличения табачных акцизов можно увидеть на следующем примере.
Директива 2011/64/ЕС предоставляет Болгарии, Эстонии, Литве, Латвии, Польше, Греции, Венгрии и Румынии переходный период до 31.12.2017 года, чтобы достичь уровня 90 евро на 1000 сигарет (во всех других странах ЕС этот уровень введен с 1.01.2014 года).
Однако по состоянию на 2015 год только в Болгарии, Чехии и Литве уровень акцизной нагрузки не превышал 90 евро.
Аналогичным образом, Латвия и Эстония имели право не повышать акциз до уровня 64 евро на 1000 сигарет до 31.12.2009 года, но уже в 2009 году они превысили этот уровень.
Страны ЕС не затягивают с повышением ставок акциза до последнего, а заблаговременно повышают их, потому что это выгодно для общественного здоровья и государственного бюджета.
Следовательно, проводя подобную политику, Украине стоит опираться на опыт новых стран ЕС – он показывает значительные преимущества такого быстрого роста акцизов.
Опыт "новых европейцев" опровергает многочисленные мифы, которые сейчас циркулируют в Украине, о негативных последствиях такого шага.
При этом стоит помнить – чтобы догнать европейские стандарты, такое повышение в Украине должно быть достаточно стремительным, до 30% в год в течение нескольких лет подряд.
Автор: Константин Красовский,
заведующий сектором контроля над табаком
Украинского института стратегических исследований Минздрава Украины
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора.