Пенсионная "контрреформа" в Польше. Чем она грозит Украине
Заявления нового президента Польши Анджея Дуды уже вызвали активную общественную дискуссию в Украине о том, чего ждать от нового главы соседней страны.
Дуда - представитель партии "Право и Справедливость" (ПиС), которая имеет ярко выраженную приверженность к националистическим идеям. С одной стороны, правые традиционно считались жесткими критиками Москвы (что совпадает с позицией Украины), с другой – акцентирование внимания части лидеров ПиС на болезненных исторических вопросах украинско-польских взаимоотношений явно не пойдет на пользу диалогу Киева и Варшави.
Такая дискуссия велась и на нашем сайте - звучали как пессимистические, так и оптимистические оценки.
И вне внимания остался другой вопрос: каким будет экономический вектор развития Польши и будут ли отвечать реалии политическим амбициям нового президента.
Вопрос не праздный, несмотря на то, что нынешняя польская экономика – одна из самых здоровых в Евросоюзе.
Как известно, Польша прошла экономический кризис, сохранив положительные показатели роста ВВП. Экономические успехи Польши обусловливают обоснованность политических амбиций. Однако после президентских выборов ситуация изменилась.
Анджей Дуда шел на выборы с целым набором популистских заявлений, ключевое из которых – снижение пенсионного возраста в стране.
Более того, он не собирается отказываться от этих обещаний. Он уже обратился к Сенату с предложением провести одновременно с парламентскими выборами 25 октября референдум, одним из ключевых вопросов которого будет снижение пенсионного возраста.
Анджей Дуда уверен, что повышение пенсионного возраста до 67 лет (это произошло в 2013 году, до того пенсионный возраст составлял 60 лет для женщин, 65 для мужчин) привело к значительным изменениям в жизни работающих граждан и их семей. "Это вызвало немало сомнений относительно оснований введенного закона. Регулирование приобретения пенсионных прав является одной из ключевых общественных проблем. Поэтому нужно позволить гражданам высказаться по этому вопросу", - сказал Дуда.
Поэтому он предлагает вернуть старые пенсионные нормы.
Решение о проведении референдума еще должно быть утверждено Сенатом.
Однако независимо от решения парламентариев, вопрос снижения пенсионного возраста станет важной избирательной картой.
Отказ от проведения референдума даст новому президенту и партии "Право и справедливость" очень сильный аргумент против нынешней коалиции, то есть - против своего заклятого противника "Гражданской платформы". Обвинения в антисоциальной политике, тем более – накануне выборов – замечательный аргумент для любой оппозиции.
В свою очередь, согласие на проведение референдума – прекрасная возможность для "Права и справедливости" мобилизовать своих сторонников, чтобы те пришли на избирательные участки.
В любом случае, тема пенсионного возраста станет одной из ключевых на ближайших выборах в Польше. Это также означает, что эту тему не удастся "забыть" после выборов.
Новое правительство (даже в случае если победит правящая "Гражданская платформа") не сможет игнорировать результаты народного волеизъявления.
Какими будут эти результаты? Польские социологи еще не проводили соответствующих замеров, однако на президентских выборах эта ставка уже обеспечила успех Анджею Дуде.
Так что проанализируем: что будет, если польское правительство действительно пойдет на уменьшение пенсионного возраста?
Главный экономист Форума общественного развития (авторитетный экспертный центр в Польше) Александр Лашек считает, что такие изменения будут иметь крайне негативное влияние на долгосрочные перспективы польской экономики.
Конечно, негативные последствия Польша ощутит не сразу.
Они не изменят темпы экономического роста в ближайшие годы, но уже в среднесрочной перспективе (5-10 лет) польская экономика просто потеряет стимулы для роста.
Тем более что у Польши, как и Украины, есть проблема старения населения – это дополнительно усиливает негативное влияние уменьшения пенсионного возраста.
Может показаться странным, что мы анализируем эту проблему как угрозу для Украины – мы уже привыкли не смотреть на горизонт планирования более чем один год.
Однако в перспективе политика нового руководства Польши может стать проблемой и для Украины.
Получив проблемы в экономике, Польша будет вынуждена уменьшить свою внешнюю политическую активность. Далеко не факт, что через пять лет ее помощь будет нам менее актуальна, чем сейчас.
Это также потенциальный фактор риска для украинских экспортеров, значительная часть которых свой выход на рынки ЕС начинают из соседней страны. Не говоря уже и о польских пенсионных фондах, которые в перспективе должны стать одним из ключевых инвесторов в украинскую экономику.
Но есть еще один риск для Украины.
Польская экономическая модель традиционно считается одним из главных образцов для украинских реформаторов.
Отказ Варшавы от пенсионной реформы станет еще одним препятствием на пути к реализации пенсионной реформы в Украине.
И нет никакой разницы, что даже в случае уменьшения пенсионного возраста в Польше он останется выше нынешней в Украине. Спрос на популистские действия в Украине всегда был очень высоким.
И если для Польши такая политика будет означать лишь отдаленные сложности, то для Украины движение таким путем будет означать окончательное уничтожение национальной экономики.
Как говорится, пока толстый похудеет, худой сдохнет...
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отображают исключительно точку зрения автора.