Как помочь украинским экспортерам: опыт Италии
Концепция современной экономической дипломатии предусматривает широкий арсенал инструментов для продвижения и защиты экономических интересов государства на международном уровне.
Конечно, отстаивать интересы собственного бизнеса за рубежом и помогать новым экспортерам не является чем-то сверхсложным и недоступным, если есть надлежащее финансирование и растущая экономика. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить, как работает внешнеэкономическая политика ведущих стран мира.
Но в зарубежных миссиях Украины возникает логичный вопрос: что же делать при недостаточных финансовых ресурсах?
Как защитить экономические интересы государства и оказать поддержку экспортерам?
Ведь традиционные шаги для продвижения товаров на внешних рынках – такие как участие в крупных международных выставках (особенно больной вопрос для малых и средних предприятий), подготовка целевых каталогов продукции (а здесь нужно учесть аудиторию и особенности региональных рынков), ее реклама и дальнейшее лоббирование – все это требует существенных денежных вливаний.
Именно поэтому перед небольшим коллективом дипломатического учреждения Украины в Италии встал вопрос нестандартных подходов к решению этой проблемы.
После длительных переговоров с десятками итальянских предпринимателей была найдена группа специалистов, готовых (за собственные деньги и время!) оказывать содействие украинским экспортерам. Они объединились в ассоциацию "Итальянский дом" для развития сотрудничества с украинским бизнесом.
Так родился совместный проект ассоциации и Посольства Украины в Италии.
Первым практическим шагом стало создание специального веб-портала OpenGateItaly.
Его главная цель – преодолеть информационный вакуум в вопросе возможностей украинских производителей.
Принцип деятельности сервиса достаточно прост и понятен. Украинские компании-производители могут направлять свои экспортные предложения команде "Итальянского дома" – для размещения на сайте, предварительного анализа и получения рекомендаций по поводу дальнейших шагов.
Ценность OpenGateItaly заключается также и в том, что предложения украинских предприятий, анонсированные на сайте, анализируются группой итальянских специалистов по перспективности выхода определенного товара на европейский (прежде всего – итальянский) рынок. В первую очередь принимается во внимание качество продукции и спрос на нее.
По результатам такого экспресс-анализа украинским компаниям будут предложены конкретные шаги для разработки и осуществления дальнейшего алгоритма действий по продвижению товара на рынке.
И лично я очень надеюсь, что тот энтузиазм, с которым итальянские коллеги взялись за реализацию этого проекта, продержится как можно дольше.
На начальном этапе функционирования сервиса вся помощь будет оказываться на бесплатной основе, а в дальнейшем могут быть применены такие механизмы, как "success fee" (оплата при положительных бизнес-результатах выхода на итальянский рынок) или "ассеѕѕ fee" (оплата за определенный выполненный объем работ без привязки к конечной экспортной цели).
Хотя экспортеру надо осознавать, что за него бизнес вести никто не будет, а без усилий успеха не достичь.
Поэтому к дальнейшим шагам – к активному продвижению своей продукции, участию в выставках, проведению переговоров и т. п. – украинский производитель должен быть готов как с финансовой точки зрения, так и в контексте укрепления своего кадрового потенциала.
Следующим этапом нашего пилотного проекта станет открытие на индустриальном севере Италии первого постоянно действующего шоу-рума украинской экспортной продукции с бесплатным ее экспозиционированием на определенный период.
Посольство уже завершило переговоры по этому вопросу, найдено подходящее помещение, достигнуто согласие итальянских партнеров.
Первый такой шоу-рум появится еще до конца года в Падуе (регион Венето).
В дальнейшем аналогичные площадки откроются в Вероне, Неаполе, Бари, Турине и Триесте.
Мы понимаем, что залогом успешной реализации нашего пилотного проекта является также подготовка экспортных предложений согласно стандартам, правилам и традициям региональных рынков, а также активное, я бы сказал, агрессивное, продвижение продукции на перенасыщенный европейский рынок.
Порой даже интересные предложения остаются без внимания только из-за некачественной презентацию и неучитывания потребительских настроений и традиций региональных рынков.
Иногда у украинских производителей просто нет достаточного профессионализма для подготовки такой заявки и они не представляют, где можно получить такие навыки.
Поэтому в дальнейшем наш пилотный проект может быть расширен для решения и этих вопросов.
Автор: Евгений Перелыгин,
посол Украины в Италии
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора