Энергетическая дипломатия: чему Украине следует научиться у ЕС

Вторник, 29 сентября 2015, 14:52 — Наталия Слободян, эксперт по вопросам энергетики

Термин "энергетическая дипломатия" для украинцев звучит слегка экзотично, куда привычнее и обыденнее слышать про энергетическую независимость, обсуждать проблемы энергобезопасности и давать рекомендации по энергетической политике.

Однако мировая тенденция последнего десятилетия показывает, что энергетическая дипломатия - это не модный бренд или веяние времени, а прежде всего инструмент для лоббирования интересов (политических, экономических, культурных) государства на международной арене.

В начале ХХІ века концепция энергодипломатии была представлена в Энергетической стратегии РФ. В данном документе поставлена цель превратить российский газ и нефть из коммерческого в стратегический ресурс, способный обеспечить реализацию ключевых геополитических интересов России.

Синхронно с процессом введения в оборот данного понятия в Российской Федерации появилась новая специальность - энергетическая дипломатия. В частности, в структуре Университета МГИМО заработал Международный институт энергетической политики и дипломатии, который на протяжении последних 15 лет подготовил более тысячи специалистов.

Сегодня энергетический фактор Москва активно использует при достижении своих геополитических целей.

Например, военные действия на Востоке Украины в сумме с громкими заявлениями о прекращении транзита газа по украинской территории в конце 2019 года создают дополнительные риски для прихода потенциальных инвесторов в нашу страну, а без зарубежных инвестиций (финансовых, инновационных) достичь высоких объемов добычи газа, способных покрыть внутреннюю потребность, фактически невозможно.

Также они способствуют возникновению панических настроений в европейских странах, что приводит к нерациональным финансовым вложениям (например, строительство "Северного потока-2").  

Энергетическая дипломатия стала новым функциональным направлением европейской дипломатии. Так, Совет Европейского союза 20 июля текущего года определил план действий для европейской энергетической дипломатии.

К приоритетам энергодипломатии ЕС отнесены укрепление и развитие кооперации и диалога в области энергетики со странами-производителями и транзитерами энергоресурсов, поддержка усилий по укреплению глобальной энергетической архитектуры и многосторонних инициатив в рамках ЕС, а также усиление общеевропейского потенциала энергетической дипломатии.

Сегодня в экспертном сообществе стран Евросоюза ведется дискуссия касательно перспектив создания Единого Энергетического союза, где в фокус дискуссии поставлены политические и экономические аспекты такого объединения.

Если в 1960-е годы страны-экспортеры нефти создали ОПЕК с целью получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов, то сегодня европейские страны-импортеры природного газа готовы создать своего рода "европейский газовый ОПЕК" с целью обеспечения энергетической безопасности и стабильного развития своих экономик.

Украина, которая находится на перекрестке энергетических потоков, с ее развитой газотранспортной инфраструктурой и наибольшими в Европе подземными хранилищами газа, нуждается в защите национальных интересов в области энергетики.

Неоднократные газовые конфликты с восточным соседом, аннексия Крыма и потеря мощностей "Черноморнефтегаза" и альтернативной энергетики, а также текущая украино-российская гибридная газовая война свидетельствуют о том, что официальный Киев в своем арсенале должен иметь набор дипломатических инструментов для упреждения и решения конфликтных ситуаций в энергетической сфере.

В классическом понимании цель энергетической дипломатии – наладить стабильные поставки энергоресурсов, обеспечить диверсификацию поставщиков и источников энергии. Однако в условиях динамичного научно-технического и экономического развития в ХХІ веке к сфере ответственности национальной энергодипломатии нужно отнести следующие факторы и процессы:

  • участие Украины в глобальном энергетическом диалоге (газ и атом);
  • синхронизация энергетической политики Украины и ЕС;
  • тщательное отслеживание основных трендов энергетической революции (сланцевый газ, СПГ-технологии, метангидрант и пр.);
  • коммерциализация национальных интеллектуальных ресурсов и обеспечение доступа к международным рынкам новых энерготехнологий;
  • привлечение зарубежных инвестиций в отечественную энергетику и пр.

Инструменты энергетической дипломатии помогут Украине не только быть успешной в гибридной газовой войне с Россией, но и продвигать интересы национальной энергетики в геополитическом пространстве, а также успешно развивать внутренний рынок.

Поэтому на сегодняшний день перед украинским правительством на повестке дня стоит: реализация one-voice energy policy на уровне профильных ведомств, государственных институций, энергетических компаний и других органов, а также концептуальное определение основных внешнеполитических приоритетов энергетической сферы. Прежде всего, Украина должна позиционировать себя как часть единого европейского энергетического пространства, а не как транзитная страна для поставки газа в Европу. 

 

Автор: Наталия Слободян,

эксперт по вопросам энергетики, 

выпускница программы USAID "Энергоэффективность: реструктуризация газотранспортной системы"

 

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: