Выход на новые рынки. 5 ключевых моделей
Принимая решение экспортировать, первое, с чем должно определиться руководство компании, – методом выхода на иностранный рынок.
Это ключевая составляющая экспортной стратегии. От нее зависит масштаб и характер подготовительной работы для обеспечения присутствия на целевом рынке.
В свою очередь, выбор стран для поставки товаров/услуг определяется наличием у компании соответствующих финансовых, человеческих и других ресурсов, а также особенностями рынков, на которых она хочет быть представленной.
Ошибка многих начинающих экспортеров – в неадекватной оценке собственных возможностей, что приводит к выбору неправильной стратегии.
Есть пять ключевых моделей продвижения на внешние рынки. Этот выбор особенно актуален для украинских компаний, выходящих на доходный, но высококонкурентный рынок ЕС.
Непрямой экспорт
Непрямой экспорт – относительно быстрый и дешевый способ вывода продукции на рынок другой страны. Как правило, такой экспорт осуществляется через торговую марку. В рамках этой модели продукция производится одной компанией, а продается под брендом другой.
К примеру, производитель в Украине изготавливает яблочный сок, который потом экспортирует в Словакию, где местная компания разливает его под своей торговой маркой.
Один из примеров в Украине – кондитерская компания "Ярыч", производящая продукцию для международной розничной торговой сети Carrefour.
Дочерняя компания
Открытие дочерней компании – один из наиболее оптимальных и в то же время затратных способов освоения нового рынка.
В отличие от непрямого экспорта, такая модель позволяет полностью контролировать маркетинговую стратегию и стратегию продаж вашей продукции на внешнем рынке. Тем не менее, она требует существенных финансовых инвестиций, времени, а также хорошего знания местного регуляторного и налогового законодательства.
Партнерство, совместная компания, предприятие
Партнерство – один из видов прямого экспорта.
Для эффективного использования такой модели необходимо иметь надежного партнера в стране, куда вы хотите экспортировать продукцию.
Тогда ваша компания будет отвечать за производство, в то время как иностранный партнер – за реализацию продукции.
Эффективность контроля каналов сбыта и продвижения в рамках этой модели зависит от характера отношений с партнером. Чем они прочнее, тем лучше.
Иногда такое сотрудничество может приобретать форму совместной компании/предприятия.
Для украинских экспортеров подобная модель приоритетна, поскольку предприятию с иностранными инвестициями проще привлекать финансирование и реализовывать свою продукцию за границей.
Инвестиции в готовое производство
При наличии достаточных средств вы можете купить готовые производственные мощности в другой стране и начать выпускать свою продукцию непосредственно на целевом рынке. Эта модель принадлежит к наиболее затратным. При этом она требует вложений в адаптацию бренда, маркетинговой стратегии и стратегии продаж.
В Украине таким методом налаживания экспорта успешно воспользовалась группа компаний "Эльфа", купившая производственные мощности в Польше.
Продажа по лицензии или франшизе
Бренд и технологии вашей компании – тоже продукт. Если вы хотите быстро освоить несколько рынков, можно продавать свой бренд или технологии производства по лицензии или франшизе местным бизнесменам.
Так работает большинство крупных торговых, ресторанных и развлекательных сетей, таких как McDonalds, Subways, Starbucks, Burger King и пр.
Это простой способ для освоения нового рынка, если у вас уже есть сильный бренд и качественный продукт, известный за пределами вашей страны. К тому же выход на рынок через лицензию или франшизу позволяет эффективно контролировать контрагентов.
Преимущества и недостатки разных моделей
Чтобы сделать сравнение плюсов и минусов разных моделей более наглядным, рассортируем их характеристики в таблице.
Модель | Причины для выбора | Преимущества | Недостатки |
Непрямой экспорт/торговая марка | 1. Недостаток финансовых ресурсов. 2. Отсутствие собственного бренда/ресурсов для его продвижения на целевом рынке. 3. Относительно небольшие объемы производства. | 1. Низкая стоимость освоения нового рынка. Компания-экспортер, по сути, платит только за сертификацию своей продукции и приведение ее в соответствие стандартам целевого рынка. 2. При условии высокого качества продукции найти партнера нетрудно. | 1. Более низкая маржа прибыли, по сравнению с прямым экспортом через партнера или дочернюю компанию. 2. Отсутствие контроля над стратегией продвижения и продажи продукции. 3. Отсутствие собственной торговой марки и бренда. Компания остается "неузнаваемой" на целевом рынке. |
Дочерняя компания | 1. Наличие достаточных объемов финансовых ресурсов. 2. Большой объем целевого рынка. 3. Высокий потенциал продаж продукции конкретного сегмента. 4. Благоприятный инвестиционный климат в целевой стране, отсутствие регуляторных барьеров для иностранных компаний. | 1. Полный контроль над всеми этапами производств, экспорта, продвижения, продажи продукции. 2. Эффективное и длительное присутствие на целевом рынке. 3. Дополнительные возможности по освоению рынков со схожими требованиями. | 1. Высокая стоимость и длительность процесса создания дочерней компании. 2. При относительно невысоких объемах продаж инвестиции в дочернюю компанию будут окупаться долго. |
Партнерство/совместное предприятие | 1. Наличие ограничений на импорт в целевой стране. 2. Наличие политических рисков. 3. Высокий потенциал продаж. 4. Неблагоприятный инвестиционный климат и регуляторная политика. | 1. Позволяет преодолеть существующие политические, регуляторные, культурные барьеры. 2. Высокая вероятность долгосрочных отношений с партнером. 3. Позволяет объединить ресурсы и связи нескольких компаний/контрагентов. | 1. Могут возникать проблемы в контроле стратегий продвижения и продаж продукта. 2. Необходимо большое количество инвестиций. 3. Повышаются риски конфликтов управленческого характера. При изменении конъюнктуры рынка, партнер может превратиться в конкурента. |
Лицензирование/ франшиза | 1. Наличие инвестиционных и импортных барьеров. 2. Низкий потенциал продаж на целевом рынке. 3. Большие культурные различия. | 1. Минимальные инвестиции и риски. 2. Высокая скорость выхода на целевой рынок. 3. Хорошая возможность обойти существующие торговые, инвестиционные, регуляторные барьеры. 4. Высокие показатели ROI. 5. Адаптацию вашей продукции или бренда проводит контрагент в целевой стране, вы же только контролируете этот процесс. | 1. Подходит не для всех видов компаний. 2. Покупатель лицензии/франшизы может со временем превратиться в конкурента. 3. Ограниченный срок действия лицензии/франшизы. 4. Всегда существует риск приостановки/ непродления контракта. |
Инвестиции в готовое производство | 1. Наличие барьеров по импорту. 2. Высокий потенциал продаж. 3. Благоприятный инвестиционный климат. 4. Низкие политические риски, стабильные государственные институты. 5. Наличие у компании достаточного объема финансовых и других ресурсов. | 1. Полный контроль над производством, продвижением и реализацией продукции на целевом рынке. 2. Высокая эффективность понимания особенностей функционирования целевого и подобного ему рынков. 3. Возможность обойти существующие барьеры на импорт. | 1. При недостатке опыта могут возникнуть значительные проблемы с управлением иностранными активами. 2. Необходимо вливание значительных ресурсов, включая финансы и время. 3. Высокий риск потери инвестиций из-за незнания особенностей местного рынка и бизнес-среды. |
Какую модель освоения новых рынков вы не выбрали бы, помните, что в основе эффективности каждой из них лежит адекватная оценка собственных возможностей и ресурсов, а также качественная подготовительная работа.
Чем лучше вы подготовитесь к экспорту, тем эффективнее и дольше сможете продавать свою продукцию и тем быстрее окупятся ваши первоначальные инвестиции.
Автор: Владимир Ломийчук,
CEO представительства SalesCapital AG в Украине