Как необдуманная дерегуляция поставила под угрозу украинский агроэкспорт
В Украине уже несколько лет ведется активная работа в направлении дерегуляции и упрощения условий ведения бизнеса.
Без сомнения, такая деятельность необходима. Радует, что сегодня уже можно говорить о неплохих результатах. Так, отменен значительный перечень разрешительных документов, целью которых было лишь поступление дополнительных средств в государственный бюджет. Сокращено число государственных контролирующих органов. Работа продолжается.
Но есть одно но...
В погоне за уменьшением регуляторной нагрузки на бизнес возникла ситуация, когда дерегуляция дала обратный эффект - бизнес оказался в зоне риска. А вместе с ним - жизнь и здоровье украинских потребителей, то есть наше с вами.
Речь идет о введении специального режима проверок бизнеса в сфере безопасности пищевых продуктов.
28 декабря 2014 года был принят закон "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины". Пунктом 8 раздела "Переходные положения" указанного закона было установлено, что в течение января-июня 2015 года проведение проверок бизнеса контролирующими органами возможно только с разрешения Кабинета министров Украины или по заявке самого бизнеса. Указанное правило не распространялось только на проверки Государственной фискальной службы и Государственной финансовой инспекции Украины.
Конечно, если представить, что мы живем в идеальном мире и все производители пищевых продуктов добросовестны и что они знают, почему так важно мыть руки перед тем, как включиться в производственный процесс, и жизнь каждого человека ценнее любой прибыли, тогда государственный контроль вообще можно отменить.
Но в реальной жизни картина несколько иная.
Кроме того, человеческий фактор, который называют самой большой угрозой пищевой безопасности, невозможно полностью исключить даже при максимально автоматизированном процессе производства. Следовательно, хотя бы минимальный государственный контроль за соблюдением требований пищевого законодательства нужен.
Видимо, именно поэтому, когда эксперты ВОЗ, FAO (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) и Европейской комиссии услышали новость о невозможности проведения плановых проверок предприятий пищеперерабатывающей отрасли в Украине, они не поняли этого шага.
Им было сложно осознать, что страна сама толкает себя вниз.
Отсутствие возможности проведения планового государственного контроля за соблюдением требований безопасности пищевых продуктов на предприятиях означает отсутствие эффективного государственного контроля за производством и оборотом пищевых продуктов.
Это, помимо риска для потребителя, несет риск для украинской экономики, и, прежде всего, для экспорта пищевых продуктов.
Любая страна мира, куда Украина экспортирует пищевые продукты, может отказаться от такого экспорта из-за отсутствия гарантий со стороны государства, что украинские продукты безопасны.
В данном случае отсутствие государственного контроля равно отсутствию гарантий.
И это - в ситуации, когда Украина считает агропромышленный экспорт локомотивом нашей внешней торговли!
Но поскольку запрет на проведение проверок без разрешения Кабинета министров Украины должен был продлиться до конца июня 2015 года, а положения закона Украины "Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов" относительно государственного контроля должны были вступить в силу 20 сентября 2015 года, то, казалось бы, проблема уже решена.
К сожалению, вступление в силу нового пищевого закона ситуацию не изменило.
После окончания действия специального режима проверок их проведение запретили нормой еще одного закона – "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы", согласно которому проведение проверок бизнеса требует получения разрешения Кабинета министров.
Указанный порядок действует до конца 2016 года.
Продление моратория на проверки безопасности пищевых продуктов непонятно, учитывая то, что Украина на протяжении более пяти лет рассматривала, и в прошлом году наконец-то приняла новый пищевой закон – "Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов", гармонизированный с лучшими мировыми практиками и законодательством ЕС.
Этот закон, кроме введения современных механизмов защиты потребителей, внедряет эффективных европейских подходов к осуществлению государственного контроля безопасности пищевых продуктов.
Все это должно помочь украинским пищевикам открыть рынки ЕС и стать более конкурентоспособными на других международных рынках.
Поскольку проблему осуществления эффективного государственного контроля в отношении пищевых продуктов стали все чаще обсуждать на разных встречах с участием международных экспертов, а перспектива потерять экспортные контракты замаячила очень близко, обсуждение вопроса моратория на проведение проверок вышло на новую орбиту.
Началось детальное изучение норм, которыми этот мораторий установлен. В результате выяснилось, что в настоящее время существует несколько версий трактовки этих норм.
Так, на сайте Государственной таможенной службы Украины указано, что норма о моратории на проведение проверок бизнеса "распространяется на все без исключения контролирующие органы", несмотря на то, что она была принята законом Украины, который вносит изменения в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы.
В то же время позиция Минюста и Государственной фискальной службы – несколько иная. Эти ведомства считают, что положения закона № 71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы", включая те, которые запрещают проведение проверок предприятий без разрешения КМУ, распространяются исключительно на Государственную фискальную службу и ее территориальные органы.
Эта дискуссия продолжается и сейчас.
А между тем потребители остаются незащищенными, поскольку уже 10 месяцев пищевые предприятия работают без государственного контроля.
Сами пищевики все чаще обращаются к Госветфитослужбе с просьбой проверить их, потому что этого требуют их торговые партнеры.
Возникает вопрос, почему в Украине ввели режим проведения государственного контроля, который ставит под угрозу потребителей, создает проблемы для пищевого бизнеса и препятствия для дальнейшего развития экспорта?
Проблему поняли в Верховной раде Украины, где недавно был зарегистрирован законопроект "Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". Предлагается ввести мораторий на проверки вместо специального режима проведения проверок, который действует сейчас.
Различие между двумя подходами в том, что в случае моратория плановые проверки запрещаются полностью, а в соответствии со специальным режимом, который действует сейчас, плановые проверки возможны по разрешению КМУ.
И главное, с учетом обеспечения высокого уровня пищевой безопасности, что в законопроекте четко указано, что мораторий не распространяется на проведение государственного контроля безопасности и качества пищевых продуктов.
Указанный законопроект является примером разумной дерегуляции.
Появление возможности осуществлять на постоянной основе государственный контроль за производством пищевых продуктов позволит реализовать положения нового пищевого закона. Это, в свою очередь, означает возможность создания эффективной системы государственного контроля, внедрения в Украине европейских стандартов защиты потребителей и ведения бизнеса и приближение к новым рынкам.
Может, уже пора действовать разумно?
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора