Безвизовый режим: Украина и ЕС снова готовятся "кинуть" ЛГБТ-сообщество?

Понедельник, 26 октября 2015, 13:51 — Зорян Кись, правозащитник

20 октября министр иностранных дел Украины Павел Климкин дал неоднозначный ответ на вопрос о противодействии дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Из него можно понять, что украинская власть снова собирается "выкручивать руки" Европейскому союзу, заставляя его засчитать этот пункт Плана действий по либерализации визового режима (ПДВЛ) без его реального выполнения.

Внесение признака сексуальной ориентации в антидискриминационную статью Трудового кодекса является прямым обязательством Украины.

Это уже вторая уступка со стороны ЕС – сначала европейцы согласились с переходом Украины на вторую фазу выполнения ПДВЛ без надлежащего выполнения этого требования из первого, законодательного блока.

На последнем заседании 3 ноября парламент, очевидно, опять не собирается вносить сексуальную ориентацию в законодательство. А Климкин говорит, что это, мол, дело Верховной рады.

Господин министр, похоже, лукавит, ведь есть мнение, что центр принятия таких решений находится не в сессионном зале.

Кстати, в ВР уже зарегистрирован проект нового Трудового кодекса, одним из авторов которого является спикер Владимир Гройсман.

И этот документ вновь не содержит сексуальной ориентации в перечне признаков, дискриминация по которым запрещена. То есть опять же – не выполняет требование ПДВЛ и не поможет отменить визы.

Депутаты пытаются убедить европейцев, что этот признак будет внесен в кодекс в виде поправки после первого чтения. И очевидно, что это – тактика, направленная на затягивание времени, еще одно пустое обещание, которое не собираются выполнять.

Но вернемся к словам Климкина.

Министр сомневается, каким именно образом будет решен этот вопрос – путем внесения изменений в законодательство или через "изменение судебной практики". Этот тезис не нов – чиновники и раньше утверждали: если ЛГБТ действительно подвергаются дискриминации, они должны обращаться в суд, даже если о них нет прямого упоминания в законах. Это выглядит как "обвинение жертвы" и является лицемерием, ведь если бы такие примеры были, власть утверждала бы, что инструменты защиты уже существуют, следовательно, законодательные изменения оказались бы не нужны.

Вопрос явного законодательного запрета дискриминации по признаку сексуальной ориентации является скорее политическим, нежели юридическим, поэтому и решить его с помощью юридических манипуляций не удастся. Пытаясь заменить законодательные нормы письмами высших судов, стратегиями, планами и другими "костылями", украинская власть продолжает загонять себя в тупик вместо того, чтобы взять пример с Грузии, Молдовы и Балканских стран, которые давно приняли соответствующие законы.

Вместо этого Киев готовит для Брюсселя очередную порцию обещаний, рассчитывая в декабре получить положительное решение по ПДВЛ. В Минюсте при широком участии гражданского общества стахановскими темпами разрабатывается план действий по выполнению Национальной стратегии по правам человека. В этом документе правительство вновь возьмет на себя обязательство "разработать и зарегистрировать" в Верховной раде законопроекты о внесении соответствующего признака в ряд законов.

Похоже, власть будет вынуждать ЕС считать это обещание реальным выполнением пункта ПДВЛ. И потом, если Украина получит позитивные оценки ЕК, эти законопроекты будут успешно похоронены в ВР. Правительство "умоет руки" – мы, мол, подготовили хороший законопроект, а плохие депутаты за него не проголосовали.

Игра в "горячую картофелину" между правительством и парламентом – один из любимых приемов как старой, "преступной", так и новой власти.

Политикам и в правительстве, и в парламенте, и на Банковой следует наконец понять, что они представляют государство и должны работать вместе на выполнение его обязательств, а не перекладывать ответственность друг на друга.

Президент контролирует в Раде самую большую фракцию, имеет влияние на спикера и МИД. Именно в его администрации, судя по всему, находится реальный центр принятия решений по безвизовому режиму. И именно у президента Порошенко есть все рычаги, чтобы раз и навсегда разрубить этот гордиев узел.

Премьер-министр, который контролирует вторую по численности фракцию в парламенте, правительство и, в частности, Минюст, также имеет достаточно влияния, чтобы обеспечить надлежащее выполнение ПДВЛ. К сожалению, по моей информации, именно Яценюк причастен к тому, что соответствующий законопроект рассматривается в парламенте. Очевидно, обещания, данные Совету церквей, для Арсения Петровича важнее, чем международные обязательства Украины.

Причина "отсутствия политической воли" проста, как двери. Политики боятся потерять поддержку электората.

С одной стороны, они явно переоценивают гомофобию украинцев, которой их запугивают религиозные лидеры и ультраконсервативные политические силы. С другой стороны – политики не хотят занимать лидерскую позицию и объяснять нации, почему такое решение является необходимым. И зря – спичрайтеры президента прекрасно справились бы с задачей подготовить для украинцев спокойное, доступное и обоснованное объяснение сути этих изменений.

Впрочем, Петр Алексеевич и сам уже занял беспроигрышную позицию, проведя очень четкую границу между религией и государством. Продолжать эту линию было бы шагом настоящего европейского лидера.

Ключевая фраза в пассаже Климкина – о том, что переговоры с ЕС на эту тему продолжаются. Аналогичные переговоры уже имели место в 2014 году – тогда украинская власть действовала именно по описанному выше сценарию, а ЕС – смотрел на это сквозь пальцы.

Неужели Европа готова в третий раз "проглотить" отказ Украины выполнять свои обязательства по ПДВЛ?

Но нам надо понять – законодательная защита для ЛГБТ в Украине нужна не Европейскому союзу. Это прежде всего нужно самим украинцам, если они хотят жить в современном, динамичном, свободном обществе, где разнообразие рассматривается как ценность, а не как угроза. В обществе, где каждый и каждая, независимо от сексуальной ориентации или гендерной идентичности, может делать вклад в его развитие.

Об этом очень метко сказал сэр Элтон Джон в своей речи на ежегодной конференции Yalta European Strategy:

"Открытые, инклюзивные общества более благоприятны для бизнеса и экономического роста... В 2013 году руководители 300 крупнейших компаний США... объяснили, что законы, которые защищают права человека, способствуют бизнесу.

Ведь в обществе равных больше креативных работников, которые приносят компаниям новые подходы и идеи, приносящие прибыль.

Каждое дополнительно обеспеченное право влияет на ВВП страны, каждый закон, который ущемляет права ЛГБТ, негативно влияет на экономику страны".

Украине давно пора выбрать, каким путем пойдет она.

 

Автор:

Зорян Кись, правозащитник,

для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: