Нужен нам берег турецкий. Что Киев получит от сотрудничества со Анкарой
Внезапное потепление отношений между Турцией и Украиной, появление общего "условного" противника, а также направленность на движение к членству в ЕС все больше заставляет задуматься о перспективах экономических отношений между Украиной и Турцией.
Две разные экономики
Сравнение двух экономик (Турции и Украины), к сожалению, дает результаты не в пользу Украины. Даже по итогам 2014 года Украина выглядела беднее и скромнее Турции.
К примеру, ВВП даже по покупательной способности у Украины был в 4 раза меньше, чем у Турции, а ВВП на душу населения в 2,26 раза меньше. Украина на 4,2 п.п. отстает от Турции по соотношению сбережений к ВВП. Более стабильной выглядит и бюджетная система Турции: если в 2014 году дефицит бюджета к ВВП в Украине составлял 4,3%, то у Турции - только 1,3%.
Одним из плюсов турецкой экономики, имеющей ВВП по покупательной способности в размере $1,515 трлн и номинальный ВВП в $798,3 млрд, является эффект масштаба.
Экономика этой страны настолько крупная, что может претендовать на звание флагмана региона. Это означает, что турецкий рынок может быть более интересным для стран ЕС, США и Китая, чем рынок Украины, только по причине своего масштаба и большего числа потенциальных потребителей импорта.
Показатели | Украина | Турция |
ВВП (по покупательной способности) | 371,8 млрд долл. | 1515 млрд долл. |
ВВП на душу населения (по покупательной способности) | 8700 долл. | 19700 долл. |
Сбережения к ВВП | 10,1% | 14,4% |
Доля промышленности в ВВП | 25,5% | 27,6% |
Доля агробизнеса в ВВП | 11,8% | 8,1% |
Доля услуг в ВВП | 63,0% | 67,8% |
Трудовые ресурсы | 19,92 млн чел. | 28,79 млн чел. |
Бюджетный дефицит к ВВП | 4,3% | 1,3% |
Экспорт | 50,77 млрд долл. | 168,9 млрд долл. |
Доля экспорта в Турцию (Украину) | 6,6% | Менее 3,9% |
Импорт | 58,2 млрд долл. | 232,5 млрд долл. |
Источник: CIA Factbook
Проблема дисбалансов
Выйти на турецкий рынок с украинскими товарами будет очень сложно, ведь в Турции уже не первый год наблюдается значительный отрицательный счет платежного баланса.
Диспропорция приобрела хронический характер. Отрицательный счет платежного баланса в 2013 году составил $64,66 млрд, в 2014 году - $46,53 млрд.
В первом полугодии 2015 года Центральный банк Турции уже отчитался о дефиците текущего счета в размере $22,3 млрд. Дефицит удалось уменьшить на 9,2% в сравнении с 2014 годом по большей части за счет падающих цен на нефть и энергоносители.
Примерно 10% импорта Турции приходилось на импорт из РФ, в основном это были энергоносители. Учитывая падение цен на нефть и другие энергоносители, можно предположить, что в 2015 году дефицит текущего счета Турции будет на уровне $35-40 млрд.
Падение дефицита не снимет проблему, поэтому власти Турции скорее всего будут всячески сопротивляться появлению новых импортеров на турецком рынке.
Одновременно они будут стараться подыскать замену российскому импорту или дорогим товарам из ЕС и США.
В качестве любопытного наблюдения офф-топ замечу, что Центральный банк Турции не торопится делать курс турецкой лиры "рыночным" и существенно девальвировать лиру к доллару. С начала 2015 года курс лиры к доллару снизился на 23%, а курс лиры к евро упал на 12%.
Перспективы
Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, отношения Украины и Турции могут быть расширены. Основной импорт Турции в 2014 году состоял из продукции машиностроения, химической промышленности, транспортного оборудования и, конечно, энергоносителей.
Наверное, самым перспективными проектом можно было бы назвать строительство газопроводов для транспортировки иранского газа через территорию Турции в Украину и далее в Западную Европу.
В этом проекте в ближайшие 5-10 лет будут заинтересованы в ЕС, поскольку он создаст реальную конкуренцию на газовом рынке Европы. В реализации этой идеи также могут быть заинтересованы как Турция (как главная страна-транзитер иранского газа), так и Иран, для которого важно повысить уровень эксплуатации своих месторождений.
Однако перспективы реализации этих планов блокируются ситуацией в самом Иране, а также постоянно меняющимся геополитическим раскладом сил в регионе. Запад то снимает санкции с Ирана, то вновь эти санкции вводит, а для проектов, которые предусматривают капвложения в сумме $5-10 млрд в год, это недопустимая роскошь.
В то же время, именно наличие таких санкций выталкивает идею переноса сухопутного маршрута транспортировки иранского газа в Европу в пользу маршрута по дну Черного моря через Украину.
В последние годы Турция в полной мере не придерживалась санкций против Ирана. Украина также не обязана присоединяться к санкциям Евросоюза против Ирана, поскольку членом ЕС не является.
Напомню, что одним из маршрутов транспортировки газа из Ирана через Турцию оставался Nabucco. Однако этот проект, пролегающий через территорию Болгарии, Румынии и Венгрии, в 2013 году был закрыт, а все усилия были сконцентрированы на Трансадриатическом газопроводе по территории Греции, Албании и через море до Италии.
Вопрос в том, что этот маршрут не решает проблемы диверсификации поставок газа в Польшу, страны Балтии, Германию и Беларусь, не говоря уже о том, что Украина также является "перспективным" потребителем.
Если Южный поток, который должен был на 900 км протянуться по дну Черного моря, обходился 16 млрд евро, то вариант транспортировки от берегов Турции до Одессы или Румынии может стоить в 2-3 раза дешевле. При этом интерес Турции как страны-транзитера остается очевидным: чем больше направлений она будет обслуживать по экспорту иранского газа, тем лучше.
Напомню, что запасы газа в Иране оцениваются в размере 33,8 трлн кубометров. Больше только у РФ (47,8 трлн).
Однако в России эти запасы размещены далеко от места потребления и в труднодоступных районах, что удорожает его добычу и транспортировку. В Иране есть лишь одна техническая проблема - сравнительно небольшие объемы добычи (около 160 млрд кубометров в год). Для Турции, Юга и Севера Европы этих объемов маловато, а неспокойная обстановка в регионе не способствует увеличению мощностей в Иране.
Тем не менее, пока Иран остается под санкциями, идея поставок газа на Север будет привлекательной.
Для Украины "газовый альянс" с Турцией ради транспортировки иранского газа - это еще и шанс оживить собственную промышленность, ведь внутри страны есть хорошие мощности по производству труб для газопроводов.
Автор: Виталий Шапран,
член исполкома
Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора