Россия подорвала легитимность свободной торговли в СНГ
Под конец 2015 года СМИ в очередной раз всколыхнула новость о том, что с 1 января 2016 года Российская Федерация прекращает действие Соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ в отношении Украины.
Разговоры о полном прекращении торговли с РФ ведутся уже долгое время, однако худшие прогнозы все-таки становятся близкими к реальности. Поэтому попробуем кратко представить, какие подарки приготовил нам наш сосед на Новый год.
Напомним, что торговую войну с Украиной Россия ведет уже не первый год. В частности, еще в сентябре 2014 года правительство РФ приняло знаменитое постановление №959 "О введении ввозной пошлины в отношении товаров, страной происхождения которых является Украина". Документ фактически предусматривал отмену режима свободной торговли между Украиной и Россией относительно определенных товаров.
Кроме того, летом правительством РФ было принято решение о введении с 1 января 2016 года так называемого "продовольственного эмбарго" в отношении Украины. Кстати, вступление в силу эмбарго был привязано к повышению пошлин – оба ограничения должны вступать в силу одновременно.
Наконец, в дополнение к уже существующим ограничениям, 22 декабря 2015 года Государственная дума РФ приостановила и так уже фактически приостановленное действие договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины. Более серьезные ограничения сложно представить.
Таким образом, с 1 января 2016 года к украинским товарам должны применяться два режима "несвободной торговли":
1) введение ставок ввозных таможенных пошлин в размере единого таможенного тарифа ЕАЭС для всех товаров происхождением из Украины;
2) полный запрет на импорт некоторых продтоваров ("продовольственное эмбарго").
Попробуем остановиться на каждом виде ограничений подробнее.
Во-первых, с 1 января 2016 года часть украинской продовольственной продукции запрещена для ввоза на территорию РФ. В частности, "продовольственное эмбарго" охватывает такие товары, как мясо и продукция из него, рыба, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты и орехи, некоторые готовые и пищевые продукты. То есть производителям этих товаров о рынке РФ вообще можно забыть.
Во-вторых, вследствие приостановления действия зоны свободной торговли между Украиной и РФ к украинским товарам должны применяться ставки ввозных пошлин в размере единого таможенного тарифа ЕАЭС согласно "режиму наибольшего благоприятствования". Напомним, что до этого момента действовали "нулевые" ставки ввозных пошлин в отношении торговли товарами.
Безусловно, такие ограничительные меры нарушают обязательства РФ как государства-члена ВТО.
Прежде всего, "продовольственное эмбарго" как количественное ограничение торговли является грубым нарушением ст. XI ГАТТ, и никаких легитимных оправданий такому нарушению быть не может.
При этом закон РФ от 22 декабря является очередным пафосным средством политического давления на Украину.
Как уже упоминалось, постановление №959 правительства РФ, которое было принято и вступило в силу еще в сентябре прошлого года, уже, по сути, предполагало отмену зоны свободной торговли между Украиной и РФ. В частности, данный акт предусматривает, что через 10 дней после фактического начала действия зоны свободной торговли между Украиной и ЕС (то есть спустя 10 дней после 01.01.2016 года) за рамки режима свободной торговли должны быть выведены почти двести кодов ТН ВЭД ЕАЭС, то есть большинство украинской продукции.
Даже без официального приостановления Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины, введение российского "продовольственного эмбарго" в сочетании с постановлением №959 фактически привело бы к тем же последствиям.
В ответ, по принципу "око за око – зуб за зуб", Украина все-таки решила применить контрмеры:
1) изъятие из режима свободной торговли всех товаров, импортируемых из РФ в Украину, то есть применение ввозных пошлин, как это предусмотрено в Таможенном тарифе Украины;
2) запрет на ввоз на таможенную территорию Украины некоторых товаров происхождением из РФ (среди которых – мясо, рыба, молочные продукты, кондитерские и хлебобулочные изделия, продукты детского питания, алкогольные и табачные изделия, ряд химикатов, товары для железной дороги и т. д.).
Однако правовые аспекты все же нужно отделять от чисто политических.
Торговля в рамках зон свободной торговли (ЗСТ), таможенных союзов, является исключением из общего принципа наибольшего благоприятствования (ст. И ГАТТ). Поэтому преференциальная торговля в рамках ЗСТ должно соответствовать требованиям ст. XXIV ГАТТ, на которых мы остановимся подробнее.
Согласно статье XXIV:8(b) ГАТТ, под ЗСТ следует понимать группу из двух или более таможенных территорий, на которых отменены пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли в отношении товаров, происходящих с этих территорий.
Для того чтобы ЗСТ соответствовала требованиям статьи XXIV:8(b) ГАТТ, необходимо соблюдение двух требований:
1) отмена таможенных пошлин и других ограничительных мер регулирования торговли;
2) отмена таких пошлин и ограничительных мер регулирования торговли в отношении основной части ("substantially all the trade").
Ограничения в отношении импорта украинских товаров в РФ могут трактоваться как "ограничительные меры регулирования торговли" в понимании статьи XXIV:8(b) ГАТТ, применение которых подрывает основные принципы функционирования зоны свободной торговли СНГ.
Кроме того, согласно статье XXIV:8(b) ГАТТ, отмена пошлин и других ограничительных мер должга касаться основной части торговли.
В связи с относительно устоявшимся на практике подходом, термин "основная часть торговли" имеет две составляющие:
количественную: ЗСТ должна охватывать более 80% общего объема торговли; и
качественную: ЗСТ должна охватывать основные секторы экономики государств-членов.
Учитывая вышеприведенные требования, закономерно возникает вопрос:
остается ли легитимной зона свободной торговли СНГ после прекращения действия режима свободной торговли между Украиной и РФ?
Напомним, что к зоне свободной торговли в рамках СНГ, кроме Украины и России, относятся также Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан.
Следовательно, если между Украиной и РФ прекращается двусторонняя преференциальная торговля, возникает вопрос: выдерживается ли в рамках зоны свободной торговли СНГ критерий либерализации "основной части торговли" (в ее количественном и качественном выражении). Соответственно: будет ли теперь легитимным Соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ и насколько оно будет отвечать требованиям ВТО.
Почему это важно? Потому что, как было указано выше, зона свободной торговли является одним из исключений из основного правила ВТО – режима наибольшего благоприятствования, что служит краеугольным камнем всей системы координат международной торговли.
Режим наибольшего благоприятствования базируется на принципе недопущения дискриминации и направлен на обеспечение равных возможностей для всех государств-членов Всемирной торговой организации. Если член ВТО предоставляет преимущество определенному товару, происходящему из любой другой страны, такое преимущество должно быть немедленно и безусловно предоставлено аналогичным товарам, происходящим с территорий других государств-членов ВТО.
Таким образом, для дальнейшего использования преференций, которые предоставляет Соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ, соблюдение принципа либерализации "основной части торговли" является критически важным.
Стоя на пороге эскалации торговой войны между Украиной и РФ, остается только отметить, что из данного конфликта вряд ли кто-то выйдет победителем.
Авторы:
Александра Бровко,
юрист юридической фирмы Sayenko Kharenko
Виктория Микуляк,
младший юрист юридической фирмы Sayenko Kharenko
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора