Пройдет ли Вышеградская четверка проверку на прочность Северным потоком?

Пятница, 8 января 2016, 09:26 — Наталия Слободян, Патрик МакГрат, эксперты по вопросам энергетики

"Украинский вопрос" и проект строительства газопровода Nord Stream 2 стали своеобразным тестом на единство Вышеградских стран (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия).

Продвижение российско-немецкого газотранспортного проекта разделило Вышеградские страны.

Так, чешский премьер-министр Богуслав Соботка не присоединился к письму против строительства Nord Stream 2, адресованного вице-президенту Еврокомиссии Марошу Шефчовичу по инициативе Словакии и еще 6 стран региона. Однако Чехия совместно с другими 9 европейскими странами подписала обращение к председателю Евросовета Дональду Туску с требованием вынести вопрос о реализации проекта  Nord Stream 2 на повестку декабрьского саммита Евросоюза.

Такая дифференциация политических позиций Вышеградской четверки по ключевым вопросам безопасности, в первую очередь энергетической, свидетельствует о том, что этим странам остро нужны идеи, концепции, платформа, вокруг которых они смогут объединиться.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос о сохранении Вышеградской группы как жизнеспособного регионального объединения с общими интересами.

Поэтому решение проблем энергетической безопасности региона может стать перспективной объединяющей платформой для развития тесной кооперации в разных секторах энергетики стран "четверки" (газовый рынок, электроэнергетика, декарбонизация экономики и т.д.), что позволит в ближайшей перспективе вести речь о преобразовании V4 в формат V4+.

Именно обеспечение региональной энергетической безопасности служит объединяющим фактором в отношениях Вышеграда, Балтийских стран и Украины. Более того, Вышеградские страны в перспективе могут стать своеобразным энергетическим интерконнектором  для балтийско-балканского региона.

Готовность Варшавы, Братиславы, Праги и Будапешта создать региональный энергетический хаб в одночасье повышает и значимость Киева для реализации данного проекта.

В рамках сотрудничества в газовом секторе Украина может предложить совместное использование подземных хранилищ газа (ПХГ). Для сравнения, на Западе Украины объем ПХГ составляет около 26 млрд кубометров, а суммарный объем хранилищ газа в Вышеградских странах – чуть более 15 млрд кубометров (Польша – 2,8 млрд; Чехия –  3,3 млрд; Словакия – 3,0 млрд; Венгрия – 6,2 млрд), при этом среднегодовая потребность в газе в этих странах достигает 33-37 млрд кубометров.

Использование украинских ПХГ позволит Вышеградской группе закупать в летний период газ по более низким ценам, увеличить резервные запасы газа и пр.

Кроме этого, особого внимания заслуживает проект строительства так называемого электроэнергетического интерконнектора на границе Украины, Польши и Словакии. Это позволит Киеву экспортировать электроэнергию в соседние европейские государства, а также постепенно выйти из единой энергетической системы с Россией и Беларусью, разорвав энергетические колониальные узы с Москвой.  

Важное стратегическое значение для энергетической безопасности региона имеют инфраструктурные проекты, например строительство газопровода Eastring.

Суть проекта заключается в том, чтобы путем создания нескольких узловых интерконнекторов соединить существующие газопроводы Турции, Румынии, Болгарии, Венгрии, Словакии и Украины, а со временем присоединить к ним Азербайджан, Ирак и Иран.

Для Киева это возможность включить в контур Eastring украинские ПХГ, что позволит существенно расширить формат кооперации с восточноевропейскими партнерами.

Еще одной новой консолидирующей задачей для стран Вышеградской четверки и Украины стало противостояние российской пропаганде.

Россия ловко использует внутренние противоречия между восточноевропейскими странами по многим вопросам, в том числе и в энергетическом секторе.

Манипулируя скидками, отказом на время от принципа "бери или плати", а также периодически нагнетая обстановку в стиле "энергетического Армагеддона" в Украине и коллапса в транзите газа в европейские страны, Москва пытается разрушить солидарность европейских стран, сформировать пророссийские форпосты и накалить градус дискуссии в ЕС по ключевым жизненно важным вопросам.

В сегодняшних реалиях для Украины стратегически важно реализовывать "one-voice energy policy" со странами Вышеграда (тем более, что перед последними стоят одинаковые вызовы и проблемы), активно лоббировать свои энергетические интересы в регионе, инициировать новые модели для кооперирования, стать лидером региональной энергодипломатии, а также ускорить темпы реформирования национального энергосектора.

Характер энергетической политики Киева достаточно интровертен, украинский правительственный топ-менеджмент сосредоточен на решении внутренних проблем сектора: реформирование ключевых отраслей, деолигархизация, соответствие национального энергорынка требованиям Третьего энергетического пакета, приватизация, изменение управленческой структуры...

В то же время Украина пассивно движется в фарватере глобальных трендов в энергетике, инертно реагируя на внешние вызовы энергетической безопасности, например, на проекты по строительству газопровода Nord Stream 2, "Южный поток" или "Турецкий поток", заявления России о прекращении транзита газа по украинской территории после 2019 года.

Прежде всего, Украина должна позиционировать себя как часть единого европейского энергетического пространства, а не как транзитную страну для поставки газа в Европу. Развитие сотрудничества Украины и стран Вышеградской группы свидетельствует о том, что мир переходит от конкуренции по принципу "все против всех" к тесному и продуктивному сотрудничеству.

Авторы:

 

Наталия Слободян,

эксперт по энергетическим вопросам,
Национальный центр стратегических исследований
(Республика Польша, Варшава)

Патрик МакГрат,

стипендиат программы Фулбрайт,
Университет Новый Пазар (США)

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: