Блокада транзита как "кормушка для троллей". Не подставила ли себя Украина перед ВТО?
Ситуация вокруг ограничений движения автотранспорта выглядит как идеальный информационных хаос. Чем больше разбираешься, что решило правительство, тем больше вопросов возникает.
А ответы на эти вопросы надо будет дать достаточно скоро. Поэтому попробуем взглянуть, что происходит с блокированием и что это значит.
Реакция организаторов общественной блокады движения вполне понятна. Они слышали о прекращении транзита Россией "новых санкционных товаров" и в то же время видят, что российские грузовики и дальше осуществляют транзит через Украину в Европу. А в отсутствие четкой позиции правительства люди принимают решения самостоятельно.
Хотя стоило бы задуматься, что к нашим водителям, оказавшимся на российской территории, могут отнестись хуже, учитывая мощь внутренней пропаганды в РФ.
Но есть еще один элемент, на который стоит обращать внимание.
Очень скоро, 24 февраля, будет заседать Генсовет ВТО.
Именно в этот орган Украина уже направила свою жалобу на РФ по ограничению нашего транзита в начале января. Есть шанс, что вопрос будет озвучен во время этого заседания. А поэтому надо понять, с каким балансом мы к нему подходим.
А соответственно – не станут ли нынешние действия украинского правительства аргументом против нашей страны?
Правительство предоставило комментарий относительно правомерности действий Украины. Логика в объяснениях чиновников есть. Кроме того, формально эта проблема лежит в плоскости регулирования автомобильных перевозок, которое лишь косвенно охвачено правом ВТО.
Но ответ на вопрос, было нарушение или нет, обычно появляется после длительной процедуры урегулирования споров.
Более актуален другой вопрос: есть ли основания подозревать, что Украина также нарушила требования ВТО?
То есть может ли РФ авторитетно утверждать, что это Украина нарушает международные правила? Очевидно, что теперь – может!
В "человеческом понимании" мы имеем право блокировать транзит, потому что действуем в ответ на российскую блокаду.
Но в международном праве возможность "ответных действий" четко регламентирована ВТО (например, в соглашении о защитных мерах или в положении об урегулировании споров) и в целом у нас нет такой широкой свободы действовать в ответ.
Поэтому мы сейчас ходим где-то на грани правомерных действий. Конечно, мы докажем, что мы правы. И я до последнего буду отстаивать правомерность действий Украины.
Но...
Но своим решением по грузовикам мы дали пищу троллям российской дипломатии, нарушив главное правило – не кормить троллей, особенно толстых.
Поэтому нет никаких сомнений, что 24 февраля мы услышим много интересных выступлений об Украине.
Именно в этом заключается мораль этой истории. Мы вошли в 2016 год с невероятным дипломатическим преимуществом – неправомерность действий России была очевидна всему миру. И наоборот – у Украины была поддержка ключевых торговых партнеров относительно правомерности наших действий.
А теперь это все не так очевидно.
И вместо того, чтобы доказать свою правоту легко и четко, мы оказались в ситуации, когда требуется внимание к нюансам, когда нужно еще убеждать в своей правоте.
И если в вопросах безопасности мы учитываем каждое слово, взвешенно строим свою позицию, то почему так легкомысленно относимся к своим позициям в торговых вопросах?
В любом случае, очень хочется, чтобы 24 февраля мы получили положительный результат вместо того сложного спора, о котором здесь написано.
Автор: Тарас Качка,
уполномоченный по вопросам предпринимательства
при Государственной фискальной службе
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора