От "несостоявшегося государства" до будущего члена ЕС: Босния как прецедент
Новость о том, что Босния и Герцеговина официально подала заявку на членство в ЕС, прошла практически незамеченной. Вместе с тем, это – действительно уникальный шаг, важный не только для балканского региона, но даже и для Украины.
Безусловно, заявка на членство – это далеко не вступление в ЕС. Тем более, что существует турецкий прецедент, когда страна десятилетиями – с 1987 года – живет в статусе "вечного кандидата".
Опять-таки – заявка на членство в ЕС стала "общеюгославским трендом". Весь регион Западных Балкан получил перспективу членства в ЕС еще в 2005 году, а отдельные государства начали сближение с ЕС задолго до того. На сегодня полноправными членами Евросоюза стали Словения (в 2004) и Хорватия (в 2013). В статусе кандидата находятся Македония (с 2005 года), Черногория (с 2010 года), а также Албания (2014) и Сербия (2012).
Таким образом, весь балканский регион, за исключением Косова, успешно интегрируется в ЕС – кто быстрее, а кто медленнее.
Согласно такой логике, действительно - ничего уникального не произошло. Еще одна экс-югославская республика сделала очередной шаг на пути к ЕС.
Тем более, что экономическое положение БиГ относительно стабильно. Экономический рост наблюдается в течение последних трех лет. В МВФ отмечают, что страна успешно пережила масштабное наводнение в мае 2014 года, замедлившее темпы годового роста экономики с 2,5% до 1,1%.
В конце концов, ВВП на душу населения БиГ в 2015 году составлял 3,6 тыс. евро – далеко не самый плохой результат (в Украине он лишь немного превысил 2 тыс евро). А к 2020 году, как ожидает МВФ, этот показатель может вырасти до 4,8 тыс. евро.
В чем же тогда уникальность примера Боснии и Герцеговины? Наверное, в том, что успехи на европейском пути показывает страна, уже давно и безнадежно отнесенная к "нежизнеспособным государствам".
Напомним, в нынешнем виде страна возникла по итогам Дейтонских соглашений 1995 года, остановивших войну в регионе. Эти же соглашения определили уникальный статус БиГ, как квази-конфедерации, состоявшей из двух частей: Федерации Боснии и Герцеговины, а также Республики Сербской.
Каждая из них имеет свои органы власти: парламент, правительство и президента, а также особую правовую систему. Даже общая валюта – конвертируемая марка – была создана в двух дизайнах для каждой из частей страны.
Пример БиГ важен для нас хотя бы потому, что пример Дейтона до сих пор является "планом действий" для РФ в отношении Украины.
В СМИ уже публиковалась "легенда из московской политической тусовки" про ответ главы МИД РФ Сергея Лаврова "не под запись", каковы реальные планы РФ в отношении Украины. Ответ был очень лаконичным: Россия хочет превратить Украину во вторую Боснию.
Не беремся утверждать о правдивости этой истории, но ее подтверждает сама политика РФ. Государство, в котором каждая из частей способна заблокировать любое решение слабого центра, действительно является ключевой целью политики России в отношении Украины.
Причем, и это также актуально для нас, проблема Боснии и Герцеговины состоит также в том, что Дейтонский процесс был остановлен – как только угроза войны была устранена, западные страны потеряли интерес к дальнейшему выполнению мирного соглашения.
"Дейтонское соглашение было уместным на то время, чтобы остановить войну, но одна из важных его частей так и не была выполнена. В этой очень важной части речь идет о беженцах и их правах на возвращение в свои дома на востоке Боснии. А это предпосылка для выполнения других частей соглашения. Международное сообщество было очень активным во время урегулирования конфликта и создания Дейтонского соглашения, но как только войну остановили, внимание переключилось на другое", - рассказал ранее в интервью ЕвроПравде экс-премьер Словении Янез Янша.
Знакомая ситуация, не правда ли?
Однако, как показывает практика, даже в такой безнадежной ситуации возможно интегрироваться в ЕС.
Как минимум, нужно быть готовым к тому, что этот аргумент будет использоваться сторонниками "боснизации" Украины.
Так ли это на самом деле?
Преимущество БиГ – обе ее составные части поддерживают европейский вектор интеграции. А это заставляет их искать компромисс во внешней политике.
Тем более, что альтернатива евроинтеграции отсутствует – ведь даже Сербия готовится к членству в ЕС. А это отрезвляет даже сторонников славянского единства в Республике Сербской.
В Украине же РФ изо всех сил пытается навязать особый статус регионам, декларирующим противоположный внешний курс. Это не позволяет даже надеяться на консенсус, пускай даже на такой шаткий, как в БиГ.
И наконец – особенность государственного устройства Боснии и Герцеговины такова, что дестабилизировать ситуацию очень легко.
Какие угрозы несут бомбы, заложенные под фундамент БиГ, корреспонденту ЕвроПравды прекрасно проиллюстрировал дипломат одной из стран ЕС, ранее работавший в Боснии.
"Мы инспектировали воинские части. Согласно Дейтонским договоренностям, они должны комплектоваться военнослужащими из разных частей страны – это важно, чтобы исключить возможность использования армии в случае национальных конфликтов. Однако часть, в которую мы приехали, состояла исключительно из мусульман-боснийцев.
Позже я спросил одного из руководителей их министерства обороны: как можно было допустить такое? Ведь в случае нового конфликта общая армия за пару недель может разделиться на национальные части и начать бои друг против друга.
Генерал к тому времени был уже выпивши, а поэтому ответил мне прямо: "На это хватит нескольких часов".
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора