Виртуальный реверс российского газа: что приняла Рада и что осталось сделать
4 февраля наш парламент наконец-то принял закон, позволяющий проводить таможенное оформление газа, перемещенного через границу Украины, с помощью механизмов виртуального реверса (технический термин - бэкхол) или операционных балансирующих счетов (OBA).
Эти механизмы - абсолютно стандартные для Европы.
Однако для России возможность виртуального реверса на границе Украины и Европейского союза означает окончательный крах политики изолирования отдельных рынков.
Это конец использования газа в качестве политического оружия и даже банального злоупотребления своим монопольным положением на этих рынках.
Что это значит для Украины?
Сейчас мощности для доставки газа из Европы составляют около 20 млрд кубометров в год, что немного превышает все наши потребности в импорте газа. С этой точки зрения, мы можем вообще обойтись без российского газа.
С другой стороны, для создания действительно конкурентного рынка газа в Украине, для спокойного покрытия всех возможных пиков его потребления было бы очень желательно, чтобы эти мощности существенно превышали наши потребности.
Виртуальный реверс - это дополнительные мощности в размере 60-70 млрд кубометров в год.
То есть если раньше нас с газовым рынком Европы связывала пара тропинок, а в прошлом году мы построили новую дорогу с одной полосой, то виртуальный реверс разблокирует для нас четыре автобана ;)
Говоря о механизме операционных балансирующих счетов, не нагружая вас техническими деталями, могу лишь отметить, что за счет них импортеры газа из Европы будут нести меньше рисков, и это уже сейчас приведет к снижению цен на газ в Украине.
Важный нюанс. Мы постараемся запустить механизм операционных балансирующих счетов в самое ближайшее время. Нас в этом вопросе задерживал (полгода, Карл!) только наш родной парламент.
С виртуальным реверсом сложнее. Украина все действия со своей стороны выполнила.
Вопрос теперь только в шиппер-кодах, после чего мы ожидаем беспроблемного подписания договора об интерконнекте с операторами Словакии, Польши и Румынии, а также имплементацию уже подписанного договора с оператором Венгрии.
Реалистично этот вопрос снять либо трехсторонними переговорами, либо решением арбитража.
Но остается главный барьер - "Газпром", который упорно блокирует виртуальный реверс, отказываясь предоставлять нам так называемые пары шиппер-кодов.
Другими словами - отказывается дать нам необходимую информацию для перехода на европейские правила отношений между газотранспортными операторами Украины, с одной стороны, и Словакии, Румынии, Венгрии и Польши - с другой.
Мы с этим мириться не будем.
Мы уже подали иск к "Газпрому" в Стокгольмский арбитраж. Ожидаем решения в начале следующего года. Параллельно настаиваем на проведении переговоров по данному вопросу с привлечением Еврокомиссии.
Автор: Юрий Витренко,
директор по развитию бизнеса
НАК "Нафтогаз Украины"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора