Новая сирийская стратегия РФ – как курдская автономия повлияет на поставки газа в ЕС
Около 200 представителей различных этнических и религиозных групп приняли решение объявить курдскую автономию на севере Сирии. Согласование сирийскими курдами "Плана по федеральной системе" страны стало итогом конференции, состоявшейся 17 марта в сирийском городе Рмейлан.
Это происходит почти одновременно с распространением в СМИ информации о постепенном выводе российского контингента из Сирии.
Можно предположить, что такие заявления – не что иное, как очередной тактический ход Кремля.
Исторически известно, что Россия еще с XIX века использует курдский фактор как военный и политический инструмент влияния в ближневосточном регионе для достижения собственных целей. Начиная с русско-турецких войн, курды играют важную роль в геополитических интересах Москвы.
В современных условиях им также отводится значительная роль. В частности, в феврале в Москве было открыто официальное представительство Сирийского Курдистана, а последствия этого можно увидеть уже сейчас.
Пикантности добавляет еще и географическое расселение курдов. Именно в районах их компактного проживания на территории Турции проходят маршруты важных нефте- и газопроводов,
в частности нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, газопровода Баку–Тбилиси–Эрзурум и важного для Европы Трансанатолийского газопровода (Trans-Anatolian Pipeline – TANAP).
Следует отметить, что TANAP объявлен Европейской комиссией стратегическим проектом в рамках диверсификации поставок российского газа. А нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан играет важную роль в вопросе альтернативных российским поставок нефти из Каспийского региона.
Поэтому стремление к автономии с перспективой создать независимое государство Курдистан, которое непременно станет объектом притяжения турецких курдов, будет способствовать усилению нестабильности в регионе и росту энергетических рисков.
В июле-августе 2015 года представители Рабочей партии Курдистана уже взрывали эти энергетические маршруты. Это стало дополнительным инструментом борьбы против Турции.
В частности, 27 июля на востоке Турции прогремел взрыв на участке магистрального газопровода Тебриз—Эрзурум—Сивас—Анкара. 29 июля курды взорвали три участка нефтепровода Киркук—Джейхан, и опять на востоке Турции. А 4 и 24 августа в провинции Карс от взрывчатки пострадал газопровод Баку—Тбилиси—Эрзурум.
Поэтому создание очередной курдской автономии болезненно воспринимается Турцией не только в связи с перспективой потери территории, но и разрушением важной энергетической инфраструктуры.
Россия же руками курдов пытается создать зону транзитных рисков для европейских источников нефте- и газоснабжения.
Такая нестабильность на руку Кремлю – она позволит продвигать собственные проекты вроде обновленной версии "Южного потока" и сохранять монополию в сфере энергопоставок в Европу.
С российской стороны уже раздаются заявления о возможности возобновления переговоров по строительству газопровода через Турцию. Вероятно, сценарий силового задействования еще и сирийских курдов для разрушения энергетической инфраструктуры должен склонить руководство Турции к сотрудничеству с Россией.
В случае же реализации проекта российского газопровода через Черное море Украина в перспективе может потерять роль энерготранзитного государства. Ведь, по предварительным подсчетам, если черноморская труба заработает, транзит газа через нашу страну может снизиться минимум на 16 млрд кубометров.
Учитывая уменьшение объемов транспортировки в предыдущие годы, такой нисходящий тренд может привести к тому, что украинскую газотранспортную систему вообще будет нерентабельно использовать.
Автор: Олег Гичка,
эксперт Совета внешней политики "Украинская призма"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора