Европейская экономика после терактов в Брюсселе – кто пострадает и кто выиграет
Сегодняшняя человеческая трагедия в Брюсселе, потрясшая мир, помимо гуманитарных, будет иметь и целый ряд долгосрочных экономических последствий.
К числу наиболее основных и незамедлительных можно отнести следующие:
Вновь поднимется вопрос о мигрантах и расходах на них в ЕС.
Несложно предположить, что расходы на одного мигранта будут увеличены для того, чтобы "принудить" всех мигрантов быть довольными своей жизнью.
Однако без увеличения налогов это сделать невозможно. Увеличение налогов создаст дополнительное давление на бизнес, что в долгосрочной перспективе будет крайне негативным фактором для экономического развития.
Добавьте сюда еще и сложности с интеграцией "новых жителей в старое общество" – и получите дополнительный рост уровня безработицы. Часть из мигрантов будут продолжать жить по логике "они нас разрушили и за это они нам должны, мы им не должны ничего!".
Это бесспорный драйвер для ухудшения криминогенной ситуации в ранее спокойном западном мире.
Инвесторы будут пытаться перестроить свои стратегии и начать выводить свои инвестиции из потенциально конфликтных зон в поисках "тихих гаваней".
Торговые сети, туристические агентства, инфраструктурные объекты начнут представлять собой инвестиции с повышенным уровнем риска. Значит, запрашиваемая прибыльность на эти инвестиции должна быть увеличена.
Часть инвестиционных товаров может показать восходящую ценовую динамику – например, золото.
Резко увеличатся бюджеты спецслужб ЕС и Запада в целом.
Параллельно с этим все мировые спецслужбы смогут (или, как минимум попытаются) "воспользоваться" этим новым трендом и "получить дополнительный кусок пирога".
При этом их эффективность вряд ли "драматично" увеличится. Так же, как она не увеличилась раньше, когда было понятно, что большая часть западных столиц может попасть под удар.
Увеличение бюджетов спецслужб, вероятнее всего, произойдет за счет урезания других бюджетных статей.
Потребление западных домохозяйств по статье "сервисы и развлечения" снизится по причине банального и всепоглощающего страха.
Его не будут артикулировать публично, но многие предпочтут, как минимум, оградить от потенциальных рисков своих близких.
Человеческая незащищенность и пессимизм могут привести к росту доходов на некоторых специфических рынках (например, психоаналитиков, оборудования для безопасности и т.д.) и падению на других (например, рынок туристических услуг).
Совсем скоро мы увидим секторальное "перетекание" капитала и новые предпочтения у инвесторов.
Финансовые "вливания" в радикализацию ислама, а также в крайне правых и крайне левых со стороны "частных доноров" будут продолжать увеличиваться.
Схемы будут становиться все более сложными, запутанными и "неуловимыми" для государства. В такой ситуации естественным выходом станет активизация дебатов о необходимости увеличения полномочий FATF и усиленном контроле за движением денег.
Автор: Олег Устенко,
исполнительный директор
Международного фонда Блейзера
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора