Посол ЕС: европейцы хотят быть уверенными в безопасности украинских продуктов
Если украинский производитель хочет попасть на европейский рынок, у него есть только один сценарий действий. Придерживаться тех требований и принципов, которые действуют в Европе.
Но они уже нарушаются — ведь в Украине действует мораторий на проверку предприятий пищевой промышленности.
А согласно общеевропейским требованиям это недопустимо, ведь тогда есть большой риск попадания на рынок некачественной продукции, которая может угрожать жизни и здоровью потребителей.
Европейский рынок хочет быть уверенным в безопасности украинских пищевых продуктов.
Однако, похоже, украинская власть полагается исключительно на добросовестность и ответственность отечественного производителя продуктов. А это вряд ли благоразумно.
Основания для критического взгляда на ситуацию есть — это неприятные инциденты с украинской пищевой продукцией, идущей на экспорт. Сальмонелла в яйцах, которые экспортировались в Израиль, антибиотики в меде, который продавали в Чехию... Пыльца амброзии в зерне, опасная для аллергиков, кое-где есть в продукции, идущей на экспорт, потому что производитель поленился уничтожить сорняк, который производит это вещество.
Да, я готов отметить оперативность и правильность шагов украинской власти в решении таких инцидентов. Они своевременно и оперативно расследовались и решались. Например, экспорт меда был прекращен украинской стороной сразу же после обнаружения проблемы, без ожидания санкций со стороны чешских партнеров.
Однако сам факт существования подобных ситуаций вызывает недоверие и определенную тревогу у европейского покупателя украинских продуктов.
В конце концов, и украинский потребитель должен был бы быть настороже — ведь безопасность и качество того, что он покупает для своей семьи и для себя, под вопросом.
Я не сомневаюсь в том, что украинский производитель может давать безопасную продукцию очень хорошего качества. Но всегда есть соблазн сэкономить на качестве ради удешевления процесса производства, есть недобросовестные производители. И это угроза.
Угроза для украинцев, европейцев и самого факта тесного экспортного сотрудничества Украины с Европой. Украинцы должны понимать, что европейский рынок им очень нужен, ведь сейчас некогда крупнейший торговый партнер — Российская Федерация — уже таковым не является. Нет, российский рынок не совсем потерян для Украины, однако масштабы не те, что прежде.
И как же европейцы могут быть уверенными в безопасности продукции из Украины, если есть эти инциденты и мы знаем о моратории на проверки производителей пищевых продуктов? То есть мы знаем, что никто не проверяет процесс производства на всех этапах, контроль государства отсутствует. Вся надежда — на самоконтроль предпринимателей.
Отсутствие контроля в этой ситуации равно отсутствию гарантий со стороны государства.
Да, возможно, это верный шаг со стороны власти для поддержки бизнеса. Малый и средний бизнес в непростых условиях кризиса и неустойчивой экономики нуждается не столько в поддержке государства, сколько в том, "чтобы не мешали". Мораторий как раз и есть вот этим "невмешательством".
Но на одной чаше весов стоят интересы малого и среднего бизнеса, а на другой — интересы украинских и европейских потребителей и в целом перспективы открытого европейского рынка для Украины. Перед украинской властью очень непростой выбор — сделать так, чтобы и одни, и другие остались довольны.
К сожалению, в ситуации с мораторием возникла юридическая коллизия. Есть разъяснение Минюста и Минэкономразвития, что мораторий не действует и касается только налоговой. А Государственная регуляционная служба утверждает, что мораторий действует.
Поэтому это недоразумение часто оставляет пространство для трактовки закона так, как хочется. А это нежелательно, поскольку создает много возможностей для злоупотреблений.
А вот председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа убежден, что мораторий вредит интересам украинской экономики и создает риск попадания на рынок некачественной продукции. Он также уверен, что если продукция создает угрозу жизни и здоровью людей, то есть смысл проводить проверки без предупреждений.
Давать советы — дело неблагодарное. Однако все же
целесообразным было бы подумать об отмене моратория на проверки и задействовать европейские нормы проверок.
У вас есть принятый закон, который это прописывает — конкретный перечень вопросов, которые будет задавать один инспектор. Владимир Лапа предлагал еще один неплохой вариант, как избежать злоупотреблений инспекторами при проверках — видеофиксация.
Это не пять инспекторов с непредсказуемыми вопросами и требованиями. Возможность потратить один день на вполне нормальную проверку должна быть у каждого предпринимателя. Его не должно это пугать и ему нечего скрывать, потому что он уверен в качестве и безопасности своей продукции.
Если такая норма будет введена — тогда мы можем быть уверенными в том, что украинские производители желанны на европейском рынке.
Ведь строить бизнес-отношения и торговое взаимодействие только на доверии — по крайней мере неразумно. Мы готовы к сотрудничеству.
В частности, поддержка ЕС в сфере санитарных и фитосанитарных мероприятий будет предоставляться вновь созданной Государственной службе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей до конца 2017 года.
Но ЕС не хочет просто так вкладывать деньги в украинские реформы — мы хотим встречных шагов, мы хотим видеть результаты реформ.
Автор: Ян Томбинский,
глава представительства ЕС в Украине
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора