Евроинтеграция в Раде: фокус на экологию

Вторник, 19 апреля 2016, 13:05 — Денис Черников, Парламентская экспертная группа

Европейские директивы, касающиеся экологической политики, Украина обязалась внедрить уже до конца этого года. Такие сроки прописаны в Соглашении об ассоциации, и это означает не только принятие соответствующих "природных" законов, но и начало их внедрения.

Времени мало, а большинство этих законопроектов еще не рассматривалась парламентом даже в первом чтении, некоторых не существует в природе. Еще один, правительственный, уже отозван, а новое правительство, судя по всему, начало ревизию законотворческого наследия предшественников.

В основу экологической политики Евросоюза заложен принцип предупреждения экологического вреда (precautionary principle), что требует соответствующей оценки воздействия на окружающую среду.

Такие базовые подходы европейцев являются чем-то новым и необычным для украинских реалий, в которых сначала субъекты хозяйствования и органы власти создают проблемы, а потом кто-то пытается их "героически" решать.

Поэтому главным вызовом даже после принятия в Украине соответствующих законопроектов будет внедрение действенных условий и практик для реализации новых принципов охраны окружающей среды.

Перед украинским законодателем и правительством стоит приоритетная задача – обновить государственную экологическую политику, начать процедуры оценивания влияния различных проектов, в том числе государственных и частных, на окружающую среду, установить требования к таким процедурам.

На этой неделе на рассмотрение ВР вынесено несколько экологических законопроектов. В частности, в первом чтении должен рассматриваться проект закона "Об оценке воздействия на окружающую среду" (№2009а).

Он разработан на основе Директив Европейского Союза 2011/92/ЕС об оценке воздействия некоторых государственных проектов и программ на окружающую среду и 2003/4/ЕС о доступе общественности к экологической информации. Имплементация этих директив должна быть осуществлена до конца 2016 года, как предусмотрено Соглашением об ассоциации.

Учитывая стандарты ЕС, законопроект вводит процедуру оценки определенных видов хозяйственной деятельности, которые могут иметь влияние, в том числе значительное, на окружающую среду.

С целью повышения объективности принятия решений уполномоченным органом о разрешении на осуществление такой деятельности законопроект интегрирует главную идею директив ЕС – привлечение общественности к процедуре оценки. Механизмы, устанавливаемые документом, расширят возможности предотвращения и устранения негативного влияния на окружающую среду.

Учитывая актуальность вопроса, эксперты ПЭГ предлагают рассмотреть документ и принять его в первом чтении.

Также, по Соглашению об ассоциации, нужно принять законопроект "О стратегической экологической оценке" №3259. На сегодня этот документ был доработан и вновь направлен на рассмотрение ВР, правда, на этой неделе он так и не был включен в повестку дня.

Внедрение стратегической экологической оценки соответствует требованиям Директивы 2001/24/ЕС и также инициирует новый механизм – до принятия решений об утверждении тех или иных документов государственные органы должны учитывать последствия этих решений для окружающей среды.

Документ предусматривает внесение изменений в ряд законов Украины "Об охране окружающей природной среды", "О государственных целевых программах", "Об экологической экспертизе", "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", "О регулировании градостроительной деятельности".

Эксперты ПЭГ рекомендовали принять законопроект как способствующий адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС.

Качество воды – меняем принципы охраны водных ресурсов

Внимание к качеству воды, цивилизованному использованию водных ресурсов является одним из важных направлений экологической политики ЕС, учитывая как проблемы глобального характера, так и локальные, региональные.

Украине предстоит перенять базовые принципы, прописанные в соответствующих Директивах ЕС. В частности, ввести европейскую структуру и подходы к охране поверхностных и подземных вод, а также применение единых подходов к водопользованию, о чем идет речь в Директивах 2000/60/ЕС 2009/31/ЕС, регламентирующих деятельность в сфере водной политики. Отдельная сверхсложная задача – охрана морей и морских ресурсов, согласно Директиве 2008/56/ЕС.

Для преодоления вызовов в этой сфере одним из базовых документов должен стать законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения интегрированных подходов в управлении водными ресурсами по бассейновому принципу" №3603, который вынесен на рассмотрение ВР на этой неделе.

Однако к нему есть ряд существенных замечаний.

На сегодня система управления водными ресурсами в Украине осуществляется по старому, административно-территориальному делению. Авторы законопроекта предлагают руководствоваться водной рамочной Директивой 2000/60/ЕС, которой предусмотрено принципиально новый подход, поэтому введение в Украине системы интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу вполне логично.

В то же время Директива 2000/60/ЕС определяет ряд понятий (в частности, "хорошее химическое состояние поверхностной воды", "хорошее химическое состояние почвенной воды"), которые не отражены в проекте закона. Кроме этого, отдельные определения законопроекта не соответствуют содержащимся в Директиве (речь идет о понятии "количественное состояние почвенной воды" и "экологическое состояние поверхностной воды").

Следовательно, законопроект не оправдывает заявленной цели – уточнение сроков в соответствии с Директивой 2000/60/ЕС.

Кроме того, эта Директива содержит требование, чтобы программы мероприятий для каждого региона бассейна реки разрабатывались на основе анализа характеристик района, влияния деятельности человека на состояние поверхностных и грунтовых вод, экономического анализа водопользования, согласно определенным техническим условиям.

Однако законопроект лишь отмечает, что Порядок разработки плана управления речным бассейном утверждается Кабинетом министров. Для выполнения требований права ЕС было бы целесообразно определить в законопроекте соответствующие технические условия или по крайней мере обязать Кабинет министров определить такие условия в Порядке разработки плана управления речным бассейном.

Итак, законопроектом предусмотрены лишь фрагментарные изменения, которые концептуально, учитывая суть Директивы, не меняют подходов законодательства Украины.

Заповедники и госпредприятия

На этой неделе на рассмотрение ВР вынесен довольно интересный проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно мер, направленных на содействие развитию природно-заповедного фонда Украины)" №3124.

Авторы инициативы предлагают освободить от возмещения вреда (ущерба) природные заповедники, национальные природные парки и ботанические сады общегосударственного значения, земли которых изъяты у предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности (кроме земель обороны) и предоставлены им в постоянное пользование.

Инициатива объясняется тем, что на сегодня фактически осуществляется финансирование бюджетными учреждениями юридических лиц государственной формы собственности за счет средств бюджета, а это нерационально, ведь государственная форма собственности на землю не изменяется.

Остается непонятным, почему в законопроекте используется термин "изъятие", который, по сути, означает применение мер принудительного характера, а не "изменение целевого назначения земель", что соответствовало бы сути вопроса. Действительно, если землепользователям убытки не были причинены непосредственно учреждениями природно-заповедного фонда, они не обязаны выступать субъектами возмещения.

В то же время не послужит ли такая норма скрытой возможностью для безосновательного нарушения прав госпредприятий, которые на законных основаниях получили право на постоянное землепользование?

А еще – каковы гарантии соблюдения права на компенсацию убытков в случае решения об изъятии? И каким образом проблемы, которые планируется урегулировать, связаны с мерами, непосредственно направленными на развитие природно-заповедного фонда, как это заявлено в названии законопроекта?

Согласно принципам политики Евросоюза, субъекты хозяйствования независимо от формы собственности имеют равные права на свободу ведения предпринимательской деятельности.

И правила, которые влияют на осуществление экономической деятельности, не должны нарушать принципы свободы осуществления предпринимательской деятельности.

Однако из законопроекта и пояснительной записки не следует четких гарантий сбалансированного соблюдения прав всех субъектов правоотношений.

* * * * *

В целом стоит обратить внимание, что для выработки комплексной экологической политики на основе европейских принципов в Украине необходимо принять также изменения законодательства по использованию земель водного фонда (соответствующий законопроект был разработан предыдущим правительством и внесен в ВР, но новое правительство отозвало этот документ).

Должна быть разработана стратегия государственной экологической политики Украины с четкими индикаторами ее выполнения.

Требует изменений и Общегосударственная программа охраны и воссоздания окружающей среды Азовского и Черного морей и множество других нормативно-правовых актов, которые касаются сохранения окружающей среды, ведь все они должны базироваться на совершенно новых европейских принципах вместо постсоветских.

Соглашение об ассоциации с его сроками имплементации базовых европейских принципов и механизмов оставляет нам мало времени.

Поэтому вызывает беспокойство, что экологические проекты продвигаются в Раде так медленно.

 

Автор: Денис Черников,

координатор Парламентской экспертной группы

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: