Паспорта нового типа: что изменится в жизни украинцев
На днях в Верховной раде Украины будет рассматриваться законопроект №3224, необходимый для завершения паспортной реформы.
Законопроект содержит нормы, которые обеспечат юридически и технически правильный запуск ID-карт для всех категорий граждан. То есть он даст возможность оформлять новые паспорта всем украинцам, а не только подросткам по достижению 16-летнего возраста, как это происходит сейчас.
Почему это важно?
На сегодняшний день у Государственной миграционной службы (ГМС) нет оснований выдавать новые паспорта никому, кроме подростков, которые достигли 16-летнего возраста и оформляют паспорт впервые.
Законопроект определяет, что паспорт гражданина Украины будет выдаваться с 14 лет. Это распространенная европейская практика, адаптированная к украинскому законодательству, ведь
именно с 14 лет наступает частичная дееспособность, и подростки в этом возрасте уже могут совершать определенные сделки,
что не всегда требует присутствия родителей с паспортами.
Также законопроект №3224 определяет основания для оплаты получения паспорта, что до сих пор не регламентировано законом (бесплатной является только выдача первого паспорта подросткам).
Однако оплата является лишь одной из проблем, которые должен решить законопроект. Миграционная служба и независимые эксперты много раз говорили о том, что действующий на сегодня закон "О Едином государственном демографическом реестре (ЕГДР)" имеет многочисленные недостатки, которые крайне важно исправить уже при внедрении новой системы идентификации и паспортов-карточек.
Какие изменения ждут украинцев с принятием этого законопроекта?
Документы можно будет оформить в центрах предоставления админуслуг
Количество пунктов оформления документов необходимо увеличивать – это очевидно для всех, кто хотя бы раз оформлял загранпаспорт.
С имеющимся у миграционной службы оборудованием справиться с ростом спроса на биометрические паспорта невозможно, особенно с учетом того, что ID-карты оформляются на тех же рабочих станциях.
Поэтому полномочия по приему заявлений и выдаче документов законопроектом будут иметь центры предоставления административных услуг (ЦПАУ), которые после закупки оборудования смогут постепенно стать основным фронт-офисом по оформлению документов.
Сотрудники ГМС будут в первую очередь задействованы в процедуре идентификации граждан перед внесением их данных в Реестр, а следовательно, практику, когда ЦПАУ выступает лишь в роли курьера между гражданином и ГМС, как это происходит сегодня, крайне важно прекратить.
Другой важный момент – оформление паспорта в форме ID-карты будет осуществляться в любом месте, вне зависимости от места проживания лица.
Граждане не будут "привязаны" к так называемым "паспортным столам", как это происходит сегодня.
По месту регистрации необходимо будет оформить лишь первый паспорт-карточку – после внесения данных о лице в реестр любые услуги по документированию можно будет получить в любом месте.
Средства будут поступать в местные бюджеты
Это крайне важно также и с учетом процессов децентрализации власти, происходящих в Украине.
Важным шагом стала передача с 4 апреля местным общинам функции по регистрации места жительства. Как показывает мировая практика, на уровне общины вопросы условий предоставления административных услуг решаются гораздо эффективнее, чем централизованно.
Законопроект также определяет прозрачную и эффективную систему и размер оплаты за оформление паспортов. При этом средства будут распределены между местным бюджетом и специальным фондом государственного бюджета, из которого оплачивается стоимость бланка.
Следовательно, местные общины получат дополнительный финансовый ресурс для развития центров предоставления админуслуг.
Законопроект предоставляет право местным общинам самостоятельно определять, каким категориям граждан предоставлять льготы по уплате административного сбора и в каком размере.
Также будет возможна компенсация из местного бюджета стоимости бланка, а следовательно, для отдельных категорий граждан местные общины смогут сделать новый паспорт вообще бесплатным, за счет местного бюджета.
Персонифицированный доступ к персональным данным
Законопроект предусматривает, что все сеансы доступа любого чиновника к персональным данным гражданина будут фиксироваться системой в автоматическом режиме и эти данные будут храниться.
В дальнейшем каждый сможет бесплатно получить информацию о том, кто, когда и на каком основании просматривал информацию о нем в Реестре.
Отдельно будет фиксироваться информация о том, кем, когда и на каком основании вносились изменения в данные о человеке в Реестре.
Все данные о гражданах, содержащиеся на бумажных носителях в формах Ф-1, нужно постепенно оцифровать и внести в ЕГДР, и законопроект это предусматривает.
Мотивов для этого несколько; в частности, такая рекомендация звучит от представителей Еврокомиссии. Кроме того, оцифровка данных позволит сократить сроки оформления документов.
Не менее важное следствие – развитие электронных сервисов. В ID-карту будет внесена электронная цифровая подпись гражданина, а с ее помощью можно будет предоставлять гражданам качественные, прозрачные, безопасные и быстрые услуги. Это важно и в контексте внедрения электронного управления.
Критика законопроекта – где истина?
Несмотря на то, что законопроект на протяжении последних полугода претерпел существенные изменения в ходе обсуждений и учета всех замечаний, отдельные критические высказывания в его адрес по-прежнему звучат.
Прозрачная или непрозрачная оплата?
Главной претензией остается предложенная система оплаты, которая действительно поставлена в зависимость от себестоимости бланка.
Эксперты, которые указывают на якобы имеющиеся попытки делать "бизнес на паспортах", на наш взгляд, или не понимают реального положения вещей, или пытаются манипулировать общественным мнением.
Законопроектом предусмотрена уплата административного сбора, который состоит из стоимости государственной услуги (средства, которые будут поступать в местный бюджет) и стоимости бланка.
Единственный платеж, определенный законом – это очень простая, однако вряд ли прозрачная система оплаты.
В условиях рыночной экономики цены могут меняться на все, в том числе может измениться и себестоимость бланков. А значит, возникает вопрос, кто будет платить разницу стоимости бланка в случае повышения себестоимости и куда будут расходоваться средства, высвобожденные в случае удешевления?
Каждый, кто знает сущность бюджетных и бизнес-процессов, понимает, что оплата стоимости, определенной на текущий момент производителем – это наиболее прозрачный и юридически безупречный вариант.
Замечание о том, что в Украине "монополистом" по изготовлению документов является государственное предприятие (полиграфкомбинат "Украина") вообще непонятно.
Украина – одна из немногих стран мира, которая самостоятельно изготавливает бланки документов, причем качество этих бланков международными экспертами признано одним из самых высоких в мире. И делает это предприятие, которое на 100% находится в собственности государства.
Если у кого-то есть сомнения в обоснованности стоимости бланка – есть вполне понятные и доступные механизмы контроля за деятельностью государственных предприятий.
"Расточительство" на инфраструктуру
В новый ID-паспорт заложены новейшие технологии, включая бесконтактный чип с данными и электронной цифровой подписи.
Это сделано прежде всего для безопасности и защиты от так называемой кражи личности, однако мировой опыт показывает, что эти меры безопасности также создают предпосылки для создания различных электронных сервисов, которые в будущем должны сделать получение многих услуг (в том числе административных) значительно комфортнее.
Критики почему-то путают причины и следствия и выдают сервисы за главную цель введения паспортов с чипом, указывая на якобы "заоблачную стоимость" и призрачные перспективы быстрого внедрения инфраструктуры использования чипов.
Сервисы же во всем мире начинают активно развиваться только после того, как на руках у граждан оказывается определенная критическая масса документов с чипом.
Ни одно государство мира не строило инфраструктуру до внедрения таких документов.
Где взять оборудование?
Довольно странным кажется аргумент критиков законопроекта о том, что с определением новых полномочий центрам предоставления админуслуг должно быть передано и оборудование, которое есть в миграционной службе.
Очевидно, авторы такой идеи просто хотят перенести очереди из одного адреса (ГМС) на другой.
В течение ближайших четырех лет украинцам необходимо выдать по меньшей мере 28 миллионов ID-паспортов. Кроме того, перспектива введения безвизового режима с ЕС для Украины уже повысила спрос на заграничные паспорта, которых в Украине только в прошлом году было выдано почти 2 миллиона.
Очевидно, что имеющегося у миграционной службы оборудования недостаточно для обеспечения спроса на документы, вне зависимости от того, где это оборудование будет работать. Более того, уже с февраля 2015 года средства от предоставления административных услуг поступают в местные бюджеты – значит, местные общины не только заинтересованы в развитии таких центров, но и имеют для этого необходимые финансовые ресурсы.
И наконец, чем больше будет пунктов, где можно оформить документы, тем меньше будут очереди и, как следствие – ниже коррупционные риски.
Автор: Максим Соколюк,
глава Государственной миграционной службы Украины
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора