Мартовское предупреждение или случайность? Что произошло с экспортом в ЕС
Вступление в силу полноценной Зоны свободной торговли с ЕС должно было дать толчок украинскому экспорту.
Главный аргумент в пользу этого – система автономных преференций, действовавшая в 2014-2015 годах, хотя и была формально более выгодной, имела лишь временный характер. Как следствие, европейские компании опасались заключать долгосрочные соглашения с украинскими экспортерами, предполагая, что запуск ЗСТ снова будет перенесен, действие автономных преференций – приостановлено, а соответственно, украинские товары будут ввозиться в ЕС с уплатой пошлин.
Первые месяцы действия ЗСТ показали постепенное улучшение ситуации с украинским экспортом в ЕС. Если по результатам 2015 года падение продаж украинских товаров в ЕС составило 23,4%, то за первые два месяца нынешнего года темпы падения затормозились до 2,1%.
Безусловно, в этом есть и эффект базы сравнения: обвал украинского экспорта начался еще в конце 2014 года.
Вместе с тем, ситуация постепенно стабилизируется. Именно поэтому эксперты допускали продолжения тренда, прогнозируя, что уже по результатам марта украинский экспорт в ЕС будет показывать положительные значения.
Одна из причин этого – в феврале 2016 года впервые за последние три года зафиксирован рост промышленного производства – по сравнению с февралем 2015 года оно составило 7,6%.
Как правило, с лагом в месяц такая положительная динамика должна была бы отобразиться и в статистике экспорта.
Однако этого не произошло. Обнародованные Госстатом данные внешней торговли за первый квартал оказались разочаровывающими –
по итогам марта падение украинского экспорт в ЕС не только не исчезло, но и немного углубилось – до 2,7%.
При этом такое падение нельзя объяснить уже упомянутым эффектом базы сравнения. По результатам февраля и марта 2015 года темпы падения украинского экспорта в ЕС оставались стабильными – 33,3%.
Безусловно, по итогам одного месяца не стоит делать глобальных выводов.
Региональная статистика показывает, что в течение марта произошло торможение роста нашего экспорта в Германию (с 5,1% до 0,5%), а падение в Италию углубилось с 14,2% до 24,5%.
Ситуация с другими странам ЕС, которые традиционно являются крупнейшими покупателями украинских товаров, более оптимистична. Падение украинского экспорта в Польшу сократилось с 9,3% до 5,4%, Нидерланды – с 7,1% до 3,5%, а рост экспорта в Венгрию ускорился с 19,2% до 23,2%.
Возможно, мы имеем дело с замещением, ведь все ключевые товарные группы украинского экспорта в марте показали положительную динамику.
Такой же оптимистичной является и общая ситуация с украинским экспортом. По итогам марта общий показатель падения украинского экспорта показал торможения с 21,3% до 18,5%.
И это в условиях усиленного торгового прессинга со стороны РФ! По результатам первого квартала падение украинского экспорта в Россию составило 38,3% – и это после падения в 2015 году на 50,7% (то есть более чем вдвое).
Кстати, длительное сокращение торговых отношений с РФ уже привело к тому, что
скоро Россия перестанет быть ключевым торговым партнером Украины.
По результатам первого квартала 2016 года импорт из Китая (11,9% от общего) уже оказался больше, чем российский (11,8%). Чуть меньше – 11% – вес импорта товаров из Германии.
Что касается экспорта, то доля РФ составляет 8,4%, Китая – 7,6%, Польши – 6%. Скорее всего, в течение года РФ потеряет статус ключевого рынка сбыта украинских товаров.
Возвращаясь к экспорту в ЕС, стоит отметить – сам по себе выход украинских экспортеров на рынки третьих стран (прежде всего, Ближнего Востока и Китая) является безусловным благом для украинской экономики.
Однако в случае сохранения низких темпов экспорта в ЕС стоит бить тревогу.
Это означает, что европейский рынок, несмотря на многочисленные возможности, остается слишком сложным для украинского бизнеса. А программы, в том числу финансируемые ЕС, имеющие целью способствовать выходу украинских компаний на рынки Европы, пока не дают весомого эффекта.
А соответственно, возможности, которые дает большой европейский рынок, остаются нереализованными.
Среди прочего это означает, что украинский бизнес требует новых форм поддержки. В частности, создания экспортного агентства, которое должно существенно упростить продажу украинских товаров в мире.
Также стоит активизировать продвижение украинских товаров в ЕС. До сих пор правительством проведено лишь одну масштабную торговую конференцию в Берлине. Планы на остальные: в Париже, Брюсселе, Варшаве и других городах – пока остаются на бумаге.
А значит, сложностей на европейском рынке, требующих участия и бизнеса, и государства, остается много. А результат нам нужен уже "на вчера".
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора