Brexit и реальные вызовы для Киева. Что должна изменить Украина?
Ситуация с выходом Британии из ЕС ставит нас перед несколькими новыми вызовами.
Постараюсь изложить их тезисно.
Внутри ЕС возникает новая тема, которая вытеснит Украину, Россию и другие восточные вызовы на периферию в процессе принятия решений.
Потенциальное движение Шотландии (и, возможно, других частей Британии) к независимости с сохранением членства этих стран в ЕС (или вступлением в сообщество) превратит британскую тему в сериал, который плотно заполнит первые полосы европейских изданий.
Тут не до Украины.
Внутри ЕС могут измениться характер и динамика развития отношений между участниками.
Изменится расклад сил внутри Евросоюза.
Выход Британии уменьшает противовес лидерству Германии, с единоличностью которого значительная часть обществ в ЕС не готова соглашаться. Германия в связи с этим окажется перед ожиданиями, требованиями и вызовами, к которым как немецкие избиратели, так и немецкие институты не привыкли.
В Брюсселе выход Британии вероятно будет интерпретирован как сигнал о необходимости реформ, но разные политические стороны видят прямо противоположные лекарства от нынешней болезни – от "больше Европы" до "меньше Европы". Ход этих дебатов будет напрямую влиять на европерспективу Украины.
Популисты на континенте получат ветер вдохновения (и российские деньги) в свои паруса, причем очень вероятно, что они активизируются по всему Европейскому Союзу.
Россия будет чувствовать себя увереннее по отношению к Украине и с большим рвением будет продвигать свою повестку дня в ЕС.
Изоляционизм США может усилиться на фоне противоречивых новостей из Европы.
Что делать Украине?
Нам нужна резкая смена нашей риторики и политики внутри ЕС. Сейчас Украина представляет себя и воспринимается Европой как жертва агрессии, с которой ей сложно справляться самостоятельно.
Успешность наших реформ для многих в ЕС представляется очень противоречивой.
Поэтому новая украинская политика должна фокусироваться на промотировании Украины как части решения, а не проблемы. На демонстрации Украины как добросовестного игрока, который помогает укреплять безопасность ЕС. На объяснении наших уникальных преимуществ в дипломатии на пост-советском пространстве.
Украина также может добавить пассионарности проевропейскому лагерю внутри ЕС, если сможет стать частью внутренних евродебатов – в частности, если прибалты и центральноевропейцы "втянут" в них украинцев как важную сторону дискуссии.
Проблема в том, что наш МИД, скорее всего, не сможет стать источником новой риторики из-за внутриполитических и институциональных ограничений. А гражданское общество и эксперты только прорубают свое, независимое от государства, окно в Европу.
А МИД должен фокусироваться на том направлении, где гражданское общество пока бессильно, а европейцы слабы – на нашей восточной политике.
То, что может Киев на Кавказе, в Центральной Азии, Беларуси, Молдове – Брюссель или другие столицы ЕС или не могут, или не умеют, или не хотят, или все вместе. На фоне этого мы должны наращивать свою "мягкую силу" в отношении России и Беларуси.
Но, к сожалению, вызовы снова приходят к тому, как мы к ним готовы.
Ведь Украине давно нужно было вплотную заняться восточной политикой, изменить нашу риторику в ЕС и сделать МИД более самостоятельным институтом, создающим международные отношения Украины.
Первоначально опубликовано в качестве facebook-поста, публикуется с правками по согласованию с автором
Автор: Евгений Глибовицкий,
pro.mova, Несторовская группа,
для "Европейской правды"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора