Деньги Брюсселя – цель или инструмент: как Украине не потерять помощь ЕС
"Дела давно минувших ЛЭП"
В начале 2012 года в Украине разгорелся скандал. Евросоюз сообщил о приостановке секторальной финансовой помощи, которая на протяжении 15 лет предоставлялась Киеву. Дипломаты неофициально пояснили: у Брюсселя есть основания полагать, что европейский грант в сфере энергетики на самом деле пошел на строительство высоковольтных ЛЭП к частным солнечным электростанциям, связанным с тогдашней властью.
История стала публичной. Реакцией власти стала ротация в правительстве.
Но условие возобновления помощи ЕС было принципиально иным – не увольнять кого-то, а изменить систему управления госфинансами.
Прежде всего – поменять правила государственных закупок.
Как автор статьи, ставшей тогда источником скандала, хорошо помню один момент. На закрытой встрече узкого круга журналистов с представителем Еврокомиссии наш собеседник взялся рассказывать, как много денег ЕС потеряет Украина без реформы системы госфинансов.
Речь шла о нескольких сотнях миллионов евро за 4-5 лет.
Тогда мы, журналисты, дружно рассмеялись. Пришлось пояснять удивленному дипломату, что руководство государства, получая миллиардные прибыли от непрозрачных тендеров, просто не поймет аргумент о "несчастных 100 млн в бюджет".
С тех пор прошло немало времени, сменилась власть, изменилась страна, ЕС не только разморозил, но и существенно увеличил помощь. Казалось бы – мы выполнили старое требование: заработала система тендеров Prozorro, созданная при поддержке западных партнеров.
Но это не означает, что прежние проблемы исчезли. Украина до сих пор часто не понимает, за что и зачем Евросоюз оказывает нам финансовую поддержку.
У нас внимание прежде всего приковано к деньгам или иным поощрениям (а реформы – дело второстепенное!) Между тем, для ЕС все наоборот.
Это конфликт восприятия был проблемой для "безвизового плана", который Украина выполняла 5,5 лет (при том, что наш сосед, Молдова, справилась вдвое быстрее). То же самое – с грантом ЕС "Контракт по строительству государства". В соответствии с ним Европейский союз должен был еще год назад предоставить Украине 105 млн евро в обмен на реформы, но Киев никак не выполнит критерии для получения средств...
Шантаж или стимулирование?
Собственно, этот принцип лежит в основе всех европейских программ секторальной/бюджетной поддержки, а не только упомянутого "Контракта по строительству государства".
Принят закон о госслужбе? Отлично, ставим "плюсик" в перечне индикаторов, добавляем +10 млн евро. Закона нет, или эксперты утверждают, что он противоречит правилам ЕС? Не проблема, Украина имеет на это право, но в табличке – минус 10 млн.
Все логично, но для постсоветской бюрократии – непривычно.
И самое главное: ЕС не предоставляет готовых рецептов и разработанных законов. Готовить их (и изучать право ЕС) приходится самим.
Как в поговорке о том, что бедняку нужно дарить не рыбу, а удочку.
Невозможно просто перевести и одобрить польский, австрийский или датский закон о полиции или законодательство об обращении с отходами – оно просто не будет работать. Именно поэтому польская правоохранительная система отличается от австрийской, а австрийская система вывоза мусора – от датской.
Но в каждой из этих систем полиция должна быть независимой и беспристрастной, а при переработке отходов должен соблюдаться четкий перечень экологических нормативов. Именно в этом – в результате, а не в процессе – заключается сущность европейских стандартов.
Изменения не для Брюсселя
Так почему же помощь Европейского союза привлекает столько внимания? Не завышена ли ее важность?
Ведь готовых рецептов ЕС не дает, а объемы безвозвратной финансовой помощи, пусть даже многомиллионные, в десятки раз меньше кредитов МВФ. Так почему к деньгам ЕС приковано такое внимание?
Как раз потому, что именно из этих реформ и состоит понятие "евроинтеграция".
Когда Украина меняет экологические нормы, мы делаем это прежде всего не для Евросоюза, а для себя. Когда Верховная рада делает первые шаги в сфере антикоррупции, это нужно не Брюсселю, а нам с вами.
Конечно, европейцам тоже не безразлично, что происходит в Украине, на границе ЕС. Но нас, украинцев, это должно интересовать не в пример больше.
Поэтому помощь ЕС, фундаментом которой являются условия (то есть реформы), для Украины должна быть не самоцелью, а инструментом.
А стимул – то ли деньги, то ли безвизовый режим – важен для того, чтобы "пробить" те изменения, которым сопротивляется государственная система. В том числе те, которые без этого стимула просто не состоялись бы.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора