Вскрытие австрийского "офшора". Какой урок должен извлечь Киев
На этой неделе австрийские правоохранительные органы опубликовали данные, которые не могут не повергнуть в шок даже привыкших к коррупционным скандалам украинцев.
За прошлый год почти в четыре раза возросло число украинцев, на счетах которых зафиксировали подозрительные финансовые операции.
Как сообщили в Федеральном ведомстве уголовной полиции Австрии, в 2015 году местные банки заподозрили 197 граждан Украины в отмывании денег. Для сравнения: в постреволюционном 2014 году подозреваемых было 48 человек.
Высший показатель сомнительных операций только среди россиян – 208 заявлений о подозрительных финансовых транзакциях.
Австрийская сторона воздержалась от комментариев относительно причин такого резкого роста. Так в чем же дело?
В целом возможны два объяснения:
либо австрийские банки начали более пристально следить за финансовыми транзакциями украинцев и добросовестно сообщать о них в правоохранительные органы, либо богатые украинцы, почувствовав угрозу для своих средств в Украине, массово выводят активы.
Несмотря на то, что украинцы всегда были среди лидеров этого "антирейтинга", открытие уголовных дел, а тем более суды, остаются редкостью. Украинские антикоррупционные эксперты неоднократно отмечали, что австрийские органы неохотно проводят расследования дел с офшорным элементом.
Австрия ценит свою репутацию как страны, где легко вести бизнес, а иностранные бизнесмены не беспокоятся за безопасность своих активов (даже если они получены не совсем честным путем).
Один пример. В прошлом году Центр противодействия коррупции подал заявление в прокуратуру Вены по поводу участия австрийского Meinl Bank в отмывании денег. Речь шла о сумме около 200 млн евро. Сколько в целом средств на счетах 197 граждан Украины, попавших в список австрийской полиции, неизвестно.
По информации DW, в настоящее время австрийские правоохранительные органы расследуют 14 уголовных дел против украинцев относительно отмывания денег.
А теперь важный момент. Расследовать подобные дела без активного и полного сотрудничества с украинской стороны почти невозможно, однако
между Украиной и Австрией не заключен Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам.
И это при том, что подобные договоры Украина заключила с десятком стран (Польшей, Литвой, Эстонией, Молдовой, Грузией и другими), но не с Австрией.
В начале апреля в Австрии побывали директор Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник и антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий. Они посетили Международную антикоррупционную академию в Вене, чьи учебные ресурсы могут существенно усилить уровень украинских антикоррупционных прокуроров, а также познакомились со своими коллегами с австрийской стороны.
Но, как отметил посол Украины в Австрии Александр Щерба во время презентации дискуссионной записки ИМП "Аудит внешней политики: Украина – Австрия", отсутствие Договора о правовой помощи является существенным препятствием для каких-либо совместных украинско-австрийских действий.
Это не просто формальность, это создание правовой базы для тесного сотрудничества между учреждениями юстиции Украины и Австрии в сфере борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями.
В прошлом году, как сообщает DW, Министерство внутренних дел Австрии направило 24 запроса Украине о предоставлении правовой помощи. Однако рассмотрение подобных запросов может занять не один месяц, поскольку коммуникация происходит на уровне центральных органов, к тому же через Министерство иностранных дел.
После заключения договора украинские и австрийские суды и органы прокуратуры смогут оказывать друг другу правовую помощь в рабочем порядке, без утомительной бюрократической волокиты.
Конкретный перечень направлений правовой помощи, которые смогут оказывать друг другу Украина и Австрия, будет зависеть от договоренности между государствами. Чаще всего речь идет о выполнении различных процессуальных действий: подготовка, пересылка и вручение документов, проведение обыска, изъятие и выдача вещественных доказательств, проведение экспертизы, осмотра, допроса сторон, свидетелей, экспертов, подозреваемых, обвиняемых и подсудимых.
Более того, в рамках договора стороны обязуются по ходатайству друг другу осуществлять уголовное преследование своих граждан, а также иностранцев, постоянно проживающих на их территории, если те подозреваются в совершении преступления на территории запрашивающей стороны. Сторона может отказать в правовой помощи, если, по ее мнению, это повредит ее суверенитету или безопасности либо противоречит принципам законодательства.
Как показало исследование ИМП, взаимодействие в сфере борьбы с коррупцией должно стать определяющим фактором украинско-австрийских отношений.
Однако для эффективного расследования экономических преступлений и привлечения виновных к ответственности необходима политическая воля как с австрийской, так и украинской стороны.
Заключения договора о правовой помощи должно быть первым шагом, если официальный Киев и Вена искренне стремятся запустить борьбу с экономическими преступлениями.
Автор: Дарья Гайдай,
аналитик Института мировой политики
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора