Почему Рада игнорирует экологию и какие это несет проблемы в отношениях с ЕС
Хорошо известно, что лучше заблаговременно купить огнетушитель, чем потом спасать остатки дома. Однако в случае законопроектов эта логика часто не срабатывает.
Украина рискует получить отток европейских инвестиций, затянув принятие нового экологического законодательства.
Дело в том, что именно имплементация экологической составляющей является одной из главных задач, которая стоит перед нашей страной в рамках выполнения Соглашения об ассоциации. Однако пакет экологических законопроектов уже больше года лежит в Раде и является своеобразной лакмусовой бумажкой, готовы ли мы менять ментальность на европейскую, или все же нам удобнее жить по отработанным "схемам".
Каковы плюсы и минусы предлагаемого экологического законодательства и, в частности, законопроекта 2009а-д, который предусматривает введение в Украине европейской модели оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)?
Еще год назад (!) европейские эксперты дали высокую оценку этому документу. По их оценкам, он соответствует положениям Директивы 2011/92/ЕС и 2014/52/ЕС. Но украинский бизнес настороженно воспринял этот законопроект. Чего же опасаются украинские предприниматели?
Европа предлагает нам подходы к экологической оценке
по принципу треугольника "государство-бизнес-общество"
В странах ЕС действует принцип предотвращения экологического ущерба (precautionary principle). Другими словами, у европейцев есть ответы на большинство экологических вопросов еще до начала любой хозяйственной деятельности. Еще на этапе старт-ап эти бизнес-риски уже просчитаны.
Наши же хозяйственники думают, что "пронесет", и, заплатив взятку, начинают экологически опасный проект, который все равно придется прекратить, но уже тогда, когда вред окружающей среде будет невосполнимым.
В Украине, несмотря на множество "уполномоченных органов", нет четкой, прозрачной законодательно прописанной процедуры экологической оценки.
В частности, неизвестно, кто несет ответственность за выдачу экспертного заключения, в какие сроки инстанции обязаны предоставить ответ и на основании чего они принимают подобные решения.
Имеем субъективную ситуацию, где доминирует "человеческий фактор" и личные связи. Например, прекрасный бизнес-проект можно запретить из-за предвзятости разрешительных органов и при этом продвинуть рискованный.
Европейцы же предлагают нам поменять подходы к экологической оценке на цивилизованные, общепринятые, где будут свои преимущества у всех сторон треугольника "государство-бизнес-общество".
"Почему законом об оценке окружающей среды пугают бизнес?"
Существует устоявшийся миф, что законопроект, дескать, создает препятствия для бизнеса. Самую главную угрозу противники нового законодательства усматривают в слишком активном привлечении общественности.
Однако общественность, согласно нормам будущего закона, не имеет права "вето" при принятии решений. Да, поданные ею замечания и предложения будут рассматриваться, но на условиях учета или обоснования (в виде таблицы), частичного учета или отклонения.
Гораздо хуже, когда проект уже начат, вложены средства, а потом выясняется, что к нему есть много замечаний.
Поэтому привлечение общества к обсуждению перед началом реализации проекта будет способствовать уменьшению рисков ведения бизнеса, особенно на этапе старт-ап.
В конце концов, прозрачность принятия решений повышает доверие европейских партнеров, потому что это соответствует европейской практике ведения бизнеса.
Кроме того, принятие законопроекта №2009а-д на самом деле станет хорошей новостью для украинского бизнеса.
Его нормы выписаны таким образом, чтобы свести к минимуму коррупционную составляющую на каждом этапе принятия решения. Самое главное, что чиновника лишают контакта с бизнесом (вся документация в процессе рассмотрения вносится в публично доступный Реестр по ОВОС), а решение по оценке воздействия, которое принимается уполномоченным органом, станет обязательным.
А это еще один серьезный фактор, исключающий коррупцию. Кстати, именно эта норма включена в проект закона по требованию бизнеса.
Очень важное уточнение: законопроект касается не только вопросов, связанных со строительством, поскольку есть не менее важные виды деятельности, которые оказывают влияние на окружающую среду (вырубка лесов, добыча речного песка, полезных ископаемых и др.).
Процедуры ОВОС отныне также будут вписаны в действующую систему выдачи разрешений на использование природных ресурсов. Как известно, это очень болезненный и актуальный для Украины вопрос.
Законопроект точно минимизирует контакт бизнеса и власти, а значит, позволит быстрее и по более простой процедуре обжаловать незаконные решения – как власти, так и бизнеса или общественности.
Кто "за"?
В процессе разработки законопроекта проводились консультации с представителями среднего и крупного бизнеса в Украине, которые поддержали введение четкой, понятной и прозрачной процедуры ОВОС, призванной содействовать привлечению инвестиций, упрощению работы с международными финансовыми институтами (ЕБРР, Всемирный банк и др.).
Также разработчики законопроекта получили заключение общественной антикоррупционной экспертизы, в котором отмечается: "Законопроект в целом соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, но требует доработки с целью устранения отдельных коррупциогенных факторов".
Согласно заключению комитета Верховной рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, "в проекте акта не выявлено коррупциогенных факторов – проект акта соответствует требованиям антикоррупционного законодательства" (решение комитета от 15.09.2015 г., протокол №34).
Законопроект №2009а-д уже доработан с учетом замечаний, указанных в этих заключениях.
В целом экологические законопроекты, которые сейчас рассматриваются парламентом – вызов для Украины, для депутатского корпуса, для бизнеса.
Ведь никто не будет отрицать, что в ЕС условия ведения бизнеса лучше и они точно не навредят отечественному бизнесу.
Возможно, пугает то, что с принятием новых законов придется думать не только о сиюминутных прибылях? Да. Но ведь это нормально.
В конце концов, это и является осознанием своей социальной и гражданской ответственности.
Автор: Остап Семерак,
министр экологии и природных ресурсов Украины
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора