Запахло новым кризисом, или почему критикуют Deutsche Bank
В начале июля рынок облетели негативные вести из МВФ о Deutsche Bank. Один из самых респектабельных банков ЕС признали небезопасным.
Следом за Deutsche Bank в "проблемном списке" Фонда шли британский Hong Kong and Shanghai Bank Corporation (HSBC) и швейцарский Credit Suisse.
Параллельно с информацией МВФ появились результаты стресс-тестирования Deutsche Bank со стороны Федеральной резервной системы. Эти результаты тоже оказались нерадостными.
ФРС обвинила Deutsche Bank в чрезмерно рискованной политике на фоне хорошей обеспеченности капиталом.
В итоге в воздухе запахло новым глобальным финансовым кризисом.
И это вовсе не преувеличение. Ведь от наихудшего сценария нас отделяет не так уж и много.
Для старта такого кризиса обычно нужен "выстрел Авроры", роль которого в кризисе 2008 года сыграло банкротство Lehman Brothers.
Приписки, "РЕПО 105" и прочие неприятности
Мир уже несколько раз сотрясали потрясения на финансовом рынке из-за крупных банкротств банков. До Lehman Brothers были Barings Bank, American International Group и другие.
Такое иногда бывает, когда ни аудиторы, ни рейтинговые агентства, ни регуляторы не видят никаких проблем, и вдруг они волшебным образом появляются, как кролик из шапки фокусника.
Происходит это из-за искажения отчетности банков.
Lehman Brothers в канун своего банкротства ухитрялся прятать от регуляторов активов на $50 млрд. По завершению каждого квартала холдинг продавал свои активы семи зарубежным банкам, а затем, после прохождения отчетной даты, выкупал их обратно.
Эта операция банком осуществлялась с 2001 года и среди сотрудников получила название "РЕПО 105". Она довольно сильно искажала картину по рискам Lehman Brothers, поскольку прятались активы с наибольшей степенью риска. В итоге пять рейтинговых агентств, два аудитора большой четверки и все банковские регуляторы стран G6 приняли нарисованную отчетность.
Но когда цены на рынке сырья упали, заигравшийся на этом рынке Lehman Brothers пошел ко дну.
Любопытно, что в числе семи банков, которым на время продавались эти активы, был и Deutsche Bank.
В принципе, все дефолты крупных международных банков схожи.
То ли с ведома руководства, то ли скрытно (как это было в Barings) менеджмент выходил на рынок рисковых и высокодоходных активов, а в отчетности показывал, что такие активы уже проданы, а их стоимость превращена в суперликвидные активы.
Но когда отчетная дата проходила - отчетность резко менялась. Нужно отдать должное, не все международные банки, пойманные на такой халтуре, были обанкрочены.
Последний, кому удалось избежать банкротства - французский Societe General. Однако "подпольная работа" его трейдера стоила банку около 4 млрд евро.
Срочные претензии
Основная текущая претензия МВФ к Deutsche Bank - слишком большой портфель срочных контрактов. На начало года он составлял примерно $75 трлн, это примерно в 20 раз больше ВВП Германии.
Сложность в том, что учет и регулирование срочных операций (форвардов, фьючерсов, опционов и т.д.) являются слабыми во всем мире.
Регуляторы боятся больших объемов срочных контрактов, поскольку плохо себе представляют, как именно они повлияют на балансы крупных подопечных в случае резкого изменения цен на базовые активы.
$75 трлн - это очень большая сумма даже для европейской банковской системе.
Deutsche Bank уже отреагировал на заявление ФРС, дав понять, что он собирается нарастить собственный капитал Банка в США.
Что касается заявления МВФ, то, по сути, оно осталось без ответа Deutsche Bank.
Вменять в вину Deutsche Bank тот факт, что он очень активен на срочном рынке и это якобы источник глобального риска - очень формальные действия со стороны МВФ, на которые сразу ответ и не подберешь.
Тем не менее, подобного рода заявления со стороны Фонда уже обеспокоили отраслевых аналитиков. Если Фонд печется о срочных рынках, значит, он в ближайшее время ожидает изменения цен на активы.
И, конечно, всплывет резонный вопрос - на какие именно? Пока этот вопрос остается без ответа.
Второй момент - это ожидание глобального апокалипсиса на срочном рынке. Стоит напомнить, что этот сценарий предсказывал легендарный американский инвестор, владелец Berkshire Hathaway, Уоррен Баффет.
Еще 10 лет назад Баффет заметил, что общий объем операций на срочном рынке часто превышает физические объемы базовых активов в наличии, по некоторым категориям товаров это превышение достигает 10-15 раз.
Это означает, что часть капитала, работающая на срочных рынках, инвестируется в прямом смысле в "воздух", ведь по срочным контрактам поставки товаров и активов не осуществляются, и они закрываются такими же противоположными контрактами.
Однако в случае банкротства крупных операторов срочного рынка этот рынок накроет волна неплатежей.
Описанные страхи все же не означают, что новый финансовый кризис неизбежен. Более того - скорее всего, все хорошо будет и с Deutsche Bank.
Не он один выступает тем насосом, который надувает срочный рынок. Сегодня банк хорошо обеспечен капиталом и формально остается системным банком Германии, т.е. является одним из столпов экономики еврозоны.
Однако критика МВФ и ФРС показательна. Всегда есть вероятность того, что в системе появится слабое звено, и обычно оно появляется там, откуда его не ждут.
Автор: Виталий Шапран,
член исполкома
Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора