Транзит в никуда. Как Украине ответить на новые ограничения РФ
Россия пошла на очередное обострение торгового конфликта с Украиной.
Суть конфликта – в новых ограничениях на транзит украинских товаров через территорию РФ. Соответствующий указ российского президента был обнародован в воскресенье 3 июля. Примечательно, что сам документ подписан 1 июля, более того – ничто не указывало ни на его подготовку, ни на принятие.
Напомним, что решение об ограничениях транзита было принято еще 1 января в ответ на старт действия Зоны свободной торговли Украины и ЕС. Нынешний указ – расширение принятых полгода назад ограничений.
В частности,
если до сих пор ограничения действовали лишь в отношении транзита на Казахстан, то теперь они распространяются и на транзит в Кыргызстан.
Хотя объем торговли с Бишкеком невелик, скорее всего, это лишь демонстрация РФ своих возможностей. Аналогичным образом могут быть заблокированы потоки и в другие азиатские страны.
Не менее важно, что РФ ввела полный запрет транзита для украинских товаров, таможенные ставки на ввоз которых отличны от нулевых. Иными словами – запрет на транзит (не только в Казахстан и Кыргызстан, но и в другие страны) введен в отношении тех товаров, по которым РФ с января уже повышал свои ставки.
Немаловажный момент – в РФ допускают введение исключений в случае запроса со стороны правительств Казахстана или Кыргызстана.
И наконец - запрет действует в отношении грузов из третьих стран, чьи маршруты проходят по территории Украины.
В украинском правительстве уже заявили, что решение РФ нарушает как все нормы ВТО, так и уставные документы Евразийского союза - решение принималось Россией единолично, поскольку явно противоречит интересам среднеазиатских республик.
Более того, по словам первого вице-премьера, министра экономразвития Степана Кубива, Украина может применить ответные меры, включая очередное повышения пошлин на российские товары.
Соответствующее решение может быть принято на ближайшем заседании Кабмина. Или же – правительство возьмет небольшую паузу, поскольку это решение должно базироваться на достоверных оценках потенциального ущерба украинских компаний.
Вместе с тем, перед правительством, а говоря шире –
перед всей Украиной, возникла серьезная угроза, при этом возможностей отреагировать на нее не так уж и много.
Во-первых, Украина может оспорить решение РФ в ВТО. Точнее, Украина безусловно оспорит эти действия РФ в ВТО.
Соответствующая жалоба уже готовится к подаче по результатам введенных в январе ограничений, а значит, может оперативно дополниться новыми примерами.
Однако ВТО - это крайне медленный механизм решения споров. Даже в случае оперативной подачи заявления, решение по спору будет принято не ранее 2018 года, что абсолютно не устраивает украинских экспортеров.
Другое дело, что этот шаг является обязательным, поскольку решение ВТО либо заставит РФ окончательно отказаться от политики транзитных ограничений, либо же позволит легализировать ответные шаги со стороны Украины.
Второй инструмент – поиск альтернативы для украинского транзита.
К сожалению, тут похвастаться пока нечем. Проект "Шелковый путь", анонсируемый в начале года Минтрансом, пока не показал себя надежным, а главное – конкурентоспособным транспортным коридором.
Вследствие более высоких тарифов на транзит товары, привезенные этим путем, проигрывают ценовую конкуренцию на азиатских рынках.
Третий путь – использовать недовольство третьих стран, также пострадавших от российского запрета. В первую очередь речь идет о Казахстане и Кыргызстане. Обе страны являются членами ВТО, а значит – могут присоединиться к украинской заявке на торговый спор с РФ.
Впрочем, вероятность такого демарша со стороны среднеазиатских республик весьма невелика. В частности – вследствие уже упомянутой нормы о возможности исключений из запрета по просьбе правительств этих стран.
Своего рода "воробей в руках" - или пытайтесь оспаривать весь запрет, или просите об исключениях для наиболее болезненных позиций.
Впрочем, неофициально в украинском правительстве уверены, что реакция со стороны как минимум Казахстана последует.
Например, теперь проект транспортного коридора в обход РФ станет актуальным не только для Киева, но и для Астаны. Ведь блокировка украинского импорта делает Казахстан более зависимым от поставок из РФ, а также влияет на стоимость импорта.
Создание такого коридора не только решит проблему логистики в Среднюю Азию, но и откроет для украинских компаний рынок Северного Китая, куда поставки пока почти не проводятся.
Однако пока этот план не реализован, имеющиеся экономические и правовые возможности для Украины действительно ограничены.
Остаются политические аргументы. В первую очередь – вынесение проблемы на уровень "нормандской четверки".
Стоит опираться на тот факт, что одним из ключевых пунктом Минских соглашений является отказ РФ от экономического давления на Украину.
И если январские ограничения хоть формально, но пытались соответствовать декларируемой заботе о внутреннем рынке, то новые запреты лишены даже намека на легитимность.
Такая безусловно враждебная политика РФ должна стать важным аргументом необходимости как минимум дальнейшего продления санкций ЕС.
А для этого Украине необходимо бить во все колокола, привлекая европейцев к этой торговой войне, тыкать носом в очевидность нарушения, быть готовым к тому, что в Париже и Берлине будут не готовы с ходу признавать очередной провал Минска, снова указывать на нарушения со стороны Москвы, и так далее…
Хорошее информационное сопровождение должно склонить членов ВТО к признанию оправданности ответных действий Украины – даже в тех случаях, когда правила организации формально нарушаются.
Тут стоит напомнить, что Украина уже раз проиграла информационную компанию – в начале нынешнего года. Тогда введенные нами ответные ограничения на российский транзит подавались как нарушение Украиной норм ВТО и неспособность контролировать защиту международного транзита.
Именно поэтому в правительстве пока даже неофициально не говорят о новых ограничениях российского транзита.
Однако и остальные шаги, в первую очередь – новые повышения пошлин для товаров из РФ, также не идеальны с точки зрения абстрактных норм ВТО.
А значит – к моменту их введения (а сомнений в решительности властей ответить на действия РФ почти нет) международное мнение должно быть однозначно на стороне Украины.
Следует помнить – это абсолютно посильная задача. Хотя бы потому, что РФ все топорнее прячет свои реальные намерения.
А значит – у нас есть все шансы на итоговую победу. Даже вопреки не самому благоприятному изначальному раскладу.
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора