Почему Польша не впустила OtVinta и почему это важно для польско-украинских отношений
2 июля в Перемышле на юго-востоке Польши должен был состояться праздник Ивана Купала, который местная украинская община проводит много лет подряд.
На это региональное мероприятие никто бы не обратил внимания, если бы не местные националисты и — что важнее — вмешательство Варшавы, которое только разогнал колесо конфликта.
За неделю перед праздником польские националисты в Перемышле напали на украинское церковное шествие, которое собирается с 1930-х годов и идет по городу на военное кладбище, где похоронены украинские воины.
Разогретые предыдущим нападением и в целом слабенькой реакцией правоохранителей, националисты пошли дальше: несколько "патриотических" организаций Перемышля направили письмо мэру города, где
требовали отменить концерт украинской группы OtVinta, "участвующей в прославлении ОУН-УПА", а ведь это они "совершили геноцид поляков".
Мэр заявил, что не сможет заверить в безопасности участников концерта. Организатор, местное украинское нацменьшинство, понял намек и решил не брать на себя охрану мероприятия (на которое приходят многие ученики местной украинской школы) — и отменил концерт.
Тут уже варшавские украинцы, в знак протеста против попустительства антиукраинским настроениям в Перемышле, пригласили OtVinta к себе — однако польская пограничная служба задержала украинский коллектив и запретила въезд в страну.
Варшава не сдалась — и в считанные часы пригласила к себе группу Joryj Kłoc, которая уже находилась на севере Польши и не зависела от решения пограничников. Концерт состоялся под выкрики протестующих — польских националистов, которые кричали: "Найдется кий [палка] на бандеровский рый [вульг. "морду"]".
Это — краткое описание сериала, который со стороны может казаться мелкой ссорой бабы Палажки и бабы Параски.
Однако именно министр внутренних дел Польши издал решение о запрете въезда коллектива. И именно Перемышль в последние десятилетия становился тем городом, в котором начиналось охлаждение польско-украинских взаимоотношений.
При этом зрителю сериала из Киева довольно легко пропустить серии, в которых Варшава поссорилась со своими же гражданами, а за счет потери выставила Украине.
Почему Перемышль?
Здесь есть сильное украинское меньшинство Польши, но также не менее сильные польские патриотические настроения в версии первой половины ХХ века.
В его середине в регионе были сильны как украинское, так и польское антикоммунистическое движение вооруженного сопротивления — УПА и АК соответственно.
Этим, кстати, пользовались нацисты и коммунисты, натравливая стороны друг на друга. Не исключаю, что и сегодня методы мало изменились.
Какими были эти конфликты в Перемышле?
Это в целом конфликты 1990-х годов. Один из них связан с передачей местным греко-католикам собора. В 1990-х спор была настолько серьезным, что уладили его лишь с помощью личного вмешательства и благодаря авторитету папы Иоанна Павла II.
С тех пор в городе проходил фестиваль украинской культуры, тогда же прошла очередная антиукраинская волна.
В те годы во все эти конфликты вмешивались Варшава или Ватикан — и только таким "силовым" способом удавалось снять напряженность.
Зато сейчас Варшава порой еще больше подогревает эти настроения.
Последнее обострение, с нападением на украинцев, началось в последние дни; ощущалось ли оно ранее?
Последняя волна напряженности берет начало в 2014 году, когда украинские памятники на востоке Польши начали использоваться для информационных потребностей войны на Донбассе. С того времени и по сегодняшний день в регионе уничтожаются очередные памятники в местах гибели воинов УПА, и видео уничтожения попадает на специальные польскоязычные версии "новороссийских" ресурсов.
В целом война в Украине произвела революцию в рядах польских националистов: часть из них пошла сотрудничать с "Правым сектором" против россиян, другая часть — с русскими против украинцев.
Пропорции этого деления мне не известны, но обе части заметны.
Кто эти "польские патриоты"?
Это националистические организации, часто связанные с историческими реконструкторами и болельщиками (их в Польше иногда называют "псевдоболельщиками"). Большинство польских политиков от них отмежевываются, однако в польский парламент после осенних выборов 2015 года по спискам движения "Кукиз’15" прошел ряд ультрарадикальных националистов.
Из моей информации следует, что некоторые политики правящей в Польше правоконсервативной партии "Право и справедливость" используют националистов там, где сами чего-то не могут публично сделать — покричать откровенно антиевропейские или антиукраинские лозунги (примерно так, как это происходит в отношениях Кремль—Жириновский).
Потому что в целом партийная линия "Права и справедливости" такова: Украина — наш партнер, она борется с нашим врагом на востоке, нам обоим нужна общая и сильная Европа, но при этом украинцы должны покаяться за Волынскую трагедию (в версии польской партии — "Волынскую резню").
При чем здесь волынские события?
OtVinta не просто так завернули из Польши в начале июля. Вообще, июль — это период, когда в страну приезжают десятки украинских и не только исполнителей, некоторые из них откровенно пропагандируют запрещенные в Польше нацистскую или коммунистическую идеологию (тот же хор российской армии им. Александрова, который, несмотря на протесты, смог выступить в 2015 году).
Министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак отметил, что официально украинский коллектив не впустили, в частности, из-за усиления мер безопасности перед саммитом НАТО в Варшаве 8–9 июля.
Однако более важным в казусе OtVinta представляется день 11 июля, когда страна вспоминает о Волынской трагедии.
В последнее время — в следующей сценографии: УПА — абсолютные преступники, они в 1943 году убили от ста до нескольких сотен тысяч поляков; в Украине процветает культ преступника Бандеры, украинцы в целом падки на этот культ, однако среди них были и есть "праведники".
Несколько последних лет подряд Сейм принимал по этому случаю постановления, а теперь "Право и справедливость" хотела торжественно "назвать вещи своими именами" и окрестить события 1943 года геноцидом польского народа.
Однако постановление в последний момент спрятали — видно, пока что дразнить Киев не стоит. Но это не означает, что вопрос закрыт.
Хочет ли Кремль через Волынскую трагедию разделить поляков с украинцами?
И да, и нет.
В Украине часто думают, что событие специально придумали в Кремле, чтобы поссорить соседей. Это не так.
Эмоции по поводу убитых в 1943 году поляков аутентичны, они существовали в Польше давно: в коммунистические времена, с одной стороны, полякам не позволяли открыто говорить о конфликте с "братским украинским советским народом", а с другой, как и в Советской Украине, пугали плохими "украинскими буржуазными националистами".
Нехватка нормальной и свободной дискуссии между Польшей и Украиной привела к тому, что в Польше значительная часть родственников жертв радикализировалась.
Сейчас эти общественные эмоции используют политики.
Зачем? Мы же столько мирились! Неужели нельзя пойти по пути "realpolitik" и "just business"?
Это, увы, ошибка, под действие которой попадает украинская сторона. Годами официальный Киев использовал вопрос покаяния перед поляками конъюнктурно, и сложно искать искренность в извинениях за Волынь от того же президента Леонида Кучмы.
Было немало моментов, когда Киев и Варшава отдавали власть над всем процессом радикалам. Позже был Янукович с его одиозным Колесниченко — последний пытался использовать Волынскую трагедию на внутриукраинские нужды, чтобы в Украине душить украинское.
Как следствие — мы дошли до того, что Волынская трагедия, в которой погибли более ста тысяч человек, — это политически выгодно. Это продается. Это покупается.
И это и есть польские "realpolitik" и "just business".
P. S. Лелеять такую " realpolitik " — это далеко не все польское общество.
Концерт группы Joryj Kłoc в Варшаве устраивали поляки, которым небезразличны отношения с Украиной.
Во многих организациях, неправительственных и политических, СМИ, в том числе – правящей партии "Право и справедливость" есть люди, которые публично призывают сдерживать эмоции, связанные с историческими вопросами и с отношениями с Украиной.
Их я хочу особенно поблагодарить и пожелать сил: тема продолжается, и ее кульминация — перед нами.
Автор: Игорь Исаев,
журналист, главный редактор
Мультимедийного портала украинцев Польши PROstir.pl
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора