Накануне катастрофы: выдержат ли украино-польские отношения новый кризис
Через несколько дней украино-польские отношения могут пережить новую "точку невозврата" – определяющую уровень сотрудничества двух стран на ближайшие годы.
Речь идет об 11 июля – в этот день в Польше отмечается день мученичества "кресовян" – поляков, живших в Западной Украине и Западной Беларуси.
Ощущение неизбежной катастрофы можно понять, если просмотреть запись недавнего заседания польского Сейма, посвященного Волынской катастрофе, или, как предпочитают говорить польские депутаты, "Волынской резне".
Украинские власти в последний момент попытались отсрочить катастрофу – в частности, главы парламентов двух стран договорились не поднимать исторические вопросы до окончания варшавского саммита НАТО.
Никто не думал всерьез выполнять это обещание (и стенограмма заседания Сейма тому подтверждение), однако следует понимать – это был лишь пролог. По данным польских журналистов, развязка должна произойти 11 июля или в ближайшие дни.
Сейм может проголосовать о признании волынских событий геноцидом поляков, проведенном украинцами, а также установить специальный день их памяти – 17 сентября.
Последнее - максимальный компромисс от правящей "Права и Справедливость". День памяти планируется приурочить ко дню начала советской окупации Западной Украины и Беларуси, чтобы показать - в гибели поляков виновата не только УПА.
Однако в любом случае такие решения Сейма разрушат нынешние отношения Украины и Польши. Ведь они во многом базировались на идее примирения двух народов. Примирения, которое, как мы думали, уже состоялось.
А голосование за геноцид "обнуляет" все наши взаимные прощения, перенося уровень отношения двух стран в лучшем случае на уровень начала 1990-х...
А накануне этих событий в горящий костер польских страстей подлили керосина из украинской столицы:
Киевсовет проголосовал за пакет переименований, среди прочего сменив имя Московского проспекта на проспект Степана Бандеры.
И хотя для поляков не менее актуальным может быть переименование улицы, названной в честь "варшавского палача" Суворова, голосование за проспект Бандеры прекрасно укладывается в нынешний дискурс об угрозах украинского национализма.
Это решение по своей "своевременности" может сравниться с прошлогодним голосованием Верховной рады о статусе воинов УПА.
То решение было принято спустя час после выступления в Раде тогдашнего польского президента Бронислава Коморовского. Многие польские политологи считают, что именно это голосование было воспринято в Польше как демонстративный плевок, тем более, что Коморовский лично курировал "украинский вектор" внешней политики. Это стало переломным моментом избирательной кампании, по итогам которой лидер президентской гонки уступил малоизвестному юристу из Кракова Анджею Дуде.
Из этого выплывает резонный вопрос – какова будет цена нынешнего голосования?
Однако не менее актуален будет и другой вопрос. Неужели отказ Киевсовет от голосования мог бы остановить резкое ухудшение украино-польских отношений?
Скорее всего – нет. Хотя бы потому, что
в прошлом году со сменой власти в Польше сменилась и повестка отношений с Украиной.
По итогам парламентских выборов депутатами стали многие деятели, сделавшие себе имя на теме Волыни и ответственности украинцев.
Основная проблема вовсе не в Степане Бандере, а в нашем согласии следовать новому польскому дискурсу. Дискурсу, который предусматривает не ответственность отдельных лиц, а коллективную ответственность народа.
Причем – только украинского, вынося за скобки и аналогичные преступления с польской стороны, и предвоенную национальную политику Польши, которая и создала предпосылки Волынской трагедии.
И с этим фактом нам надо научиться жить, по крайней мере – до следующих выборов, которые состоятся нескоро.
А возможно, это тренд на долгие годы, ведь дебаты в Сейме показали, что такую идеологию разделяют не только представители правящей партии "Право и Справедливость" или радикалы из Кукиз’15.
Потомки жителей "кресов" - достаточно крупная электоральная группа, а значит - за их симпатии будут бороться все партии.
При этом страсти в соседней стране раскалились настолько, что без внимания осталось и примирительное письмо от украинских политиков и общественных деятелей, и ответ – также примирительный – польских.
Возможно, это связано с тем, что многим нынешнее время кажется наиболее удачным для обсуждения исторического вопроса.
Исходя из дебатов в Сейме, можно сделать вывод - слабость нынешней Украины и наша зависимость от западной помощи (в том числе и польской) многими воспринимается как хорошая возможность добиться принципиальных уступок в этом историческом споре.
Будет ли способна украинская власть сказать "нет" в такой ситуации? Ответить вежливо, но твердо?
До сих пор украинские власти предпочитали идти на уступки – хотя бы потому, что эти вопросы в Украине не были такими принципиальными, как в Польше. За исключением, конечно, Западной Украины.
А еще – потому что в Украине, в отличие от Польши, до сих пор не было национального консенсуса вокруг истории Второй мировой войны.
Однако теперь страсти закипели как никогда – и постоять в стороне уже не удастся.
Ближайшие дни могут поставить Украину перед очень непростым выбором – идти на уступки, дорожа нынешним уровнем сотрудничества, устраивать встречные демарши (а исторических поводов для этого также достаточно) или же стараться, сохраняя голову холодной, уверенно гнуть свою линию.
При этом, даже если решение о геноциде не будет принято в ближайшие дни, тема с повестки дня не исчезнет. Например, в ближайшие месяцы нас ждет премьера польского фильма "Волынь", что может вызвать очередную антиукраинскую истерику.
В общем, если мы считаем переименование киевского проспекта правильным, но немного несвоевременным, то стоит понять – удачной даты для этого в ближайшие годы не будет.
Но и это не самое худшее. Гораздо хуже, что истерика, которая уже поднимется, может на долгое время заблокировать возможность нормального и честного разговора о нашей истории, включая самые болезненные страницы.
А этот разговор крайне необходим обеим странам – и Украине, и Польше.
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора