Смерть Ислама Каримова: кто станет преемником "вечного" президента Узбекистана
29 августа на 79-м году жизни от инсульта умер Ислам Каримов – единственный президент независимого Узбекистана, бессменно занимавший пост на протяжении 26 лет.
Хотя официального подтверждения смерти пока нет, мировые СМИ, ссылаясь на свои источники, пишут об этом как о свершившемся факте.
Соответственно, после неожиданной смерти авторитарного лидера возникает вопрос – как изменится ситуация в стране и регионе? Неопределенность с его преемником может привести к росту рисков внутриполитической дестабилизации, усилению негативных ожиданий среди населения страны и обострению противоречий между государствами Центральной Азии.
Ведь в условиях нестабильной ситуации в Афганистане и усиления радикальных исламистских течений в Центральной Азии Узбекистан слишком важен для региональной безопасности.
Безусловно, отсутствие в Узбекистане прозрачных и отлаженных механизмов передачи власти будет иметь следствием латентную борьбу между различными кланами внутри страны, прежде всего самаркандским, ташкентским и ферганским.
При этом ключевую роль в решении вопроса о преемнике будет играть руководитель Службы национальной безопасности Узбекистана Рустам Иноятов (давний соратник Каримова), которому удалось установить негласный контроль почти над всеми институтами государственного управления.
На начальном этапе, согласно узбекской конституции, формальным руководителем Узбекистана станет Нигматилла Юлдашев – глава Сената Олий Мажлиса (верхняя палата парламента), который вряд ли примет меры по трансформации системы управления, построенной Каримовым. Его задачей станет обеспечение стабильного переходного периода – до президентских выборов, которые должны состояться в течение трех месяцев.
Среди наиболее вероятных преемников уже традиционно выделяют руководителя СНБ Рустама Иноятова, премьер-министра Шавката Мирзиёева (имеет отличные отношения с семьей Каримова, пользуется поддержкой Иноятова, а к тому же – поддерживает связи с российскими бизнесменами), а также его первого заместителя Рустама Азимова (просвещенный технократ, известный западным партнерам).
Насчет последнего есть определенные сомнения – "прозападность" и "образованность" Азимова могут сыграть с ним злую шутку и он может быть устранен от политической борьбы.
В любом случае после ухода Каримова не стоит ожидать либерализации или политических послаблений в Узбекистане,
поскольку они невыгодны влиятельным представителям нынешней элиты, которые не намерены менять существующую модель государственного руководства.
Вероятность трансформации внешней политики Китая, России или США в отношении Узбекистана или попыток использовать неопределенность ситуации вокруг будущего лидера страны для усиления своих позиций в регионе незначительна, поскольку глобальные игроки заинтересованы в сохранении существующего статус-кво.
Автор: Олег Смирнов,
Совет внешней политики "Украинская призма"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора