Транзитная война дошла до ВТО. Три ключевых вопроса о шансах Украины
Украина сделала долгожданный шаг, инициировав консультации во Всемирной торговой организации (ВТО) по ограничению Россией нашего международного транзита.
Это абсолютно прогнозируемое и очень важное действие Киева в связи с ограничениями украинского транзита со стороны Москвы.
Тем более, все это время шла подготовка к спору.
Минэкономразвития Украины во главе с торговым представителем провело внутреннюю организационную подготовительную работу, а также неоднократно поднимало вопрос в Генеральном совете ВТО, в Совете по торговле и комитетах, выражая свою озабоченность сложившейся ситуацией относительно неправомерности ограничений, принятых Российской Федерацией.
Немаловажно, что мы получили поддержку по этому вопросу от ряда стран: Канады, США, Японии, Австралии, Швейцарии, Кореи и Турции. А также Евросоюза.
Почему именно ВТО?
Применение ограничений транзитного движения повлияло практически на всю торговлю, осуществляемую автомобильными и железнодорожными путями, традиционно проходящими через территорию Российской Федерации в страны Центральной/Восточной Азии и Кавказа.
Это нанесло и продолжает наносить существенный урон украинской экономике и нивелирует усилия бизнеса и правительства по продвижения экспорта и ранее полученного доступа к рынкам третьих стран.
В сегодняшних сложных политических условиях ВТО - единственный способ вернуть возможность осуществления транзита через РФ в страны Центральной/Восточной Азии и Кавказа.
ВТО имеет четкий механизм урегулирования споров, влияющий на торговую политику стран-членов, в отличие от других международных площадок. Россия принимает активное участие в деятельности организации и до сегодняшнего дня не было прецедентов в рамках ВТО, которые прямо указывали бы на риски неисполнения Россией решения, принятого в рамках Органа урегулирования споров.
Понятно, что решение об ограничении транзита имеет политическую подоплеку, но спор в ВТО может быть "дополнительным бонусом" в пользу Украины в дальнейших неизбежных переговорах.
Немаловажно, что использование механизма урегулирования спора в ВТО должно положительно отразиться на имидже Украины на международной арене.
Влиятельные страны, которые предоставили поддержку нашей стране в Генсовете ВТО, ожидают последующего шага и могли бы не принять причин дальнейшего бездействия.
После многочисленных заявлений сегодня необходимо было переходить на новый уровень урегулирования спора.
Иначе действия нашей страны были бы нелогичными и перестали бы серьезно восприниматься нашими партнерами.
Что нарушила РФ и что может обжаловать Украина?
Однозначно, необходимо обжаловать нарушение основных принципов - это "свобода транзита" и "режим наибольшего благоприятствования", так называемый "РНБ".
Запрос на консультации еще не опубликован на сайте ВТО, но уже сейчас можно предположить, что Украина будет утверждать, что Россия:
- ограничила возможность осуществления транзита по наиболее подходящим маршрутам и делает различие по товару в зависимости от места происхождения, отправления, въезда, выезда или назначения (нарушение ст. V:2 ГАТТ 1994);
- создала ненужные задержки перемещения украинских товаров не только в Казахстан и Кыргызстан, но и в другие страны Азии (нарушение статьи V:3 ГАТТ 1994);
- ввела сборы и правила, которые являются необоснованными (нарушение статьи V:4 ГАТТ 1994), а принятые нормативные акты РФ не были обнародованы без задержки таким образом, чтобы бизнес и государства могли ознакомиться заранее с новыми условиями (нарушение статьи Х:1 ГАТТ 1994).
Со своей стороны, Минэкономразвития Российской Федерации уже отреагировало, сообщив, что запрос на консультации является досудебной стадией разрешения спора и министерство вместе с заинтересованными сторонами, внимательно изучит запрос Украины и содержащиеся в нем аргументы.
Исход дела пока рано прогнозировать до появления официальных документов.
Но с большой долей вероятности стоит ожидать, что спор не разрешится на уровне консультаций и будет созвана группа арбитров для урегулирования спора.
Каковы шансы Украины выиграть этот спор?
ВТО уже рассматривало спор по ограничениям транзитных перевозок по делу DS366 "Colombia — Indicative Prices and Restrictions on Ports of Entry".
В результате группа арбитров сделала заключение, что
товарам из всех стран-членов ВТО должны обеспечиваться одинаковый уровень доступа и идентичные условия осуществления международного транзита.
Вопрос, выиграет ли спор Украина, напрямую связан не только с наличием доказательств о нарушении норм ВТО, но и с процессом подготовки и представительства интересов Украины в данном споре.
Иначе говоря, очень важно, кто выработает тактику и стратегию защиты интересов Украины и кто будет представлять интересы в Женеве.
Очевидно, что министерство не сможет своими силами обеспечить надлежащую защиту интересов при отсутствии внутренних ресурсов, с одной стороны, а также серьезной подготовки РФ к этому делу, с другой.
Также не стоит рассчитывать исключительно на получение консультаций от международных экспертов в рамках проектов технической помощи. Этого будет явно недостаточно.
Для выигрыша Украине необходима сильная команда международных юристов, специализирующихся на разрешении споров на площадке в Женеве.
Важно, чтобы Минэкономразвития располагало достаточными средствами для привлечения высококвалифицированных советников, как, на сегодняшний день, МИД и Минюст, которые имеют в своем распоряжении финансирование для реализации своих функций представительства интересов в международных юрисдикциях (арбитражах).
Президент Украины на этой неделе уже подчеркнул, что в госбюджете на 2017 год будет увеличено финансирование МИД для обеспечения функций по представительству в международном арбитраже по морскому праву.
Надлежащее финансирование необходимо и Минэкономразвития.
В целом для страны это незначительные средства, но они могут гарантировать возможность достойного представительства интересов Украины в такого рода процессах.
Следует помнить, что РФ не будет экономить на юридической поддержке, а поэтому попытки сэкономить могут дорого нам стоить.
Увеличивается риск затягивания процесса рассмотрения спора на этапе консультаций и даже вероятность проиграть дела в ВТО - несмотря на наличие весомых аргументов в пользу Украины.
Более того, решение необходимо принимать как можно скорее. Тактика РФ заключается к привлечению к спорам в ВТО как можно большего круга ведущих юрфирм, работающих в этой сфере.
Это требует значительных затрат, однако одновременно ограничивает возможность Украины по привлечению к спору ведущих юристов.
Поэтому очень важно, чтобы Кабмин и парламент Украины были готовы поддержать подобные инициативы Минэкономразвития, сделав это максимально оперативно.
Автор: Алена Омельченко,
юрист по международной торговле
юрфирмы "Ильяшев и Партнеры"
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора