Независимый энергорегулятор: почему он №1 в фокусе ЕС

Вторник, 20 сентября 2016, 09:10 - Дмитрий Науменко, Роман Ницович

В своем первом комментарии в качестве нового посла Евросоюза в Украине Хюг Мингарелли призвал Верховную раду принять законопроект "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг" (№2966-д), который должен выноситься в сессионный зал на следующей неделе.

Это четкий сигнал для народных избранников, чего ждет Евросоюз от их работы. В ЕС отводят очень большую роль независимому и профессиональному регуляторному агентству на рынке энергетики для имплементации нового регулирования Третьего энергопакета ЕС.

Создание независимого регулятора – ключевая предпосылка успеха всей энергетической реформы, которую Украина обязалась осуществить в соответствии с Соглашением об ассоциации.

Ведь именно регулятор готовит подзаконные регуляторные акты (кодексы, решения и постановления), устанавливает тарифы для естественных монополий (операторов газовых, электрических сетей), следит за соблюдением всеми игроками единых правил конкуренции на рынке.

С другой стороны, регулятор должен стать действительно независимым арбитром для участников энергетических рынков.

От этого выиграют все: и государство, и компании, и граждане.

Выполняя свои обязательства перед ЕС, реформируя собственный рынок энергетики, Украина должна как можно скорее обеспечить полную перезагрузку национального энергорегулятора по европейским стандартам. Особенно урегулирование статуса и полномочий регулятора требуется сейчас, когда принимаются непростые решения о повышении тарифов и цен на энергоресурсы.

В новых условиях критически важно, чтобы регулятор был максимально прозрачным, подотчетным обществу и независимым как от политики, так и от бизнеса. Ему должны доверять и потребители, оплачивая очередную платежку, и каждый участник рынка, который надеется на честную игру и добросовестную конкуренцию.

Напомним, что 14 июля Верховная рада отправила на повторное второе чтение проект закона "О НКРЭКУ" – требование Энергетического Сообщества, предпосылку предоставления Украине финансовой помощи ЕС и МВФ.

Несмотря на обсуждение законопроекта с экспертным сообществом, представителями бизнеса, Секретариатом Энергетического Сообщества и донорами Украины, депутаты так и не смогли найти большинство голосов для поддержки закона исключительно из-за политических разногласий.

После провала голосования в зале парламентский комитет по топливно-энергетическому комплексу сделал все, чтобы вернуться к решению вопроса как можно скорее. В первую неделю новой сессии на своем заседании комитет еще раз прошелся по правкам и замечаниям депутатов, утвердил обновленную версию законопроекта и снова рекомендовал его к принятию. Он должен решить ряд проблем, необходимых для реформы НКРЭКУ.

Прежде всего, необходимо решить юридическую коллизию с назначением и увольнением членов Комиссии президентом.

Сейчас процедура назначения и увольнения членов НКРЭКУ регулируется президентским указом, который может единолично назначать и увольнять членов Комиссии, а также устанавливать предельную численность персонала Комиссии.

Сегодня эти полномочия президента вступают в противоречие с действующей редакцией Конституции, которая вернулась к образцу 2004 года и не предусматривает для президента полномочий основания, реорганизации и ликвидации центральных органов исполнительной власти, в том числе национальных комиссий регулирования естественных монополий.

Юридический статус самого регулятора и процедура отбора комиссионеров должны быть прописаны в законе.

Более того, процедуре отбора должно предшествовать публичное объявление о вакансии на должность комиссионера. Вне зависимости от того, каким образом построена формальная процедура назначения комиссионеров, непосредственный отбор должна осуществлять максимально нейтральная к политическим силам или правительственным структурам номинационная комиссия, в состав которой должны входить независимые эксперты (или другой подобный механизм). Любое вмешательство политиков в процедуру отбора кандидатов через влияние на членов комиссии является нарушением норм директив ЕС.

Депутаты согласились, что наиболее приемлемой в формировании такой номинационной комиссии является формула "2-2-1": два представителя, выдвинутые Верховной радой, два представителя от президента и один – от Кабмина.

Именно эта версия была основной в документе, который появился после обработки европейскими и украинскими экспертами в декабре прошлого года.

Однако потребовалось много времени и усилий, чтобы рассмотреть альтернативные предложения, выдвинутые депутатами отдельных фракций. Среди них – формула 1-3-1, выдвижение членов номинационной комиссии исключительно от комитетов Верховной рады и даже замена квотной модели на жеребьевку.

Предложенная формула достаточно репрезентативна, так как включает различные политические центры страны, а следовательно, позволяет сбалансировать интересы ветвей власти.

Президент лишен единоличного влияния на формирование регулятора, однако сохраняет влияние – через собственное назначение комиссионеров, а также через формирование части состава номинационной комиссии, которая отбирает кандидатуры для утверждения. Верховная рада как орган, представляющий различные политические силы, и Кабмин как команда, сформированная правящей коалицией, будут должны сбалансировать эту роль.

Также стоит отметить важность механизма участия в заседаниях конкурсной комиссии представителей секретариата Энергетического Сообщества, ЕС или других международных структур с правом совещательного голоса. Это станет своеобразным предохранителем против попыток политиков или олигархов ввести в состав НКРЭКУ зависимых от себя людей. В свою очередь общественный сектор также будет внимательно следить за соблюдением процедуры отбора комиссионеров согласно новым жестким правилам.

Во-вторых, доработанная версия законопроекта предлагает установить четкие и прозрачные принципы независимости регулятора, стандарты формирования и работы руководящих органов Комиссии, чтобы сделать невозможным вмешательство в ее текущую работу со стороны любых заинтересованных сторон.

Ситуация, когда правительство или политические силы в парламенте пытаются поручить НКРЭКУ осуществить определенные шаги в вопросах цен и тарифов, абсурдна.

Вопрос методологий расчета тарифов, технические аспекты которых не всегда доступны для понимания неспециалистам, должны рассматриваться исключительно профессионально, без эмоций и популизма. Вреден и лоббизм, когда на регулятора пытаются надавить отдельные бизнес-группы с целью принятия решений в их пользу за счет потребителей или других игроков рынка.

Очевидно, что получение членами Комиссии каких-либо инструкций, указаний или "рекомендаций" со стороны органов власти или бизнеса, работающего на энергорынке, должно строго преследоваться законом. Кроме того, решения Комиссии могут быть оспорены только в судебном порядке по одинаковой для всех участников рынка процедуре.

В-третьих, решения Комиссии должны быть четко аргументированными и приниматься в рамках прозрачной и доступной для общественности процедуры, например, через публичное обсуждение особо чувствительных вопросов.

Предлагается установить обязательность публикации проектов решений, процедуру внесения и принятия/отклонения комментариев со стороны всех заинтересованных сторон, а также открытое обнародование приемлемых решений. Также решение НКРЭКУ (особенно те, что касаются установления тарифов) должны приниматься на основе заранее сформированных критериев и методик, чтобы сделать невозможными манипуляции расчетами в пользу любого из участников рынка.

В конце концов, Комиссия должна получить достаточные финансовые ресурсы для своей деятельности и автономию в их использовании.

Новый проект закона предлагает, чтобы базой для финансирования Комиссии стали взносы энергокомпаний на регулирование, которые будут перечисляться в специальный фонд государственного бюджета и затем выделяться Комиссии отдельной статьей расходов госбюджета.

Это означает, что средства будут браться не за счет всех налогоплательщиков, а только тех компаний, которые работают на соответствующих рынках – газа, электроэнергии, тепло- и водоснабжения, водоотвода, обращения с бытовыми отходами.

Кстати, при таких условиях участники этих рынков будут внимательно следить за действиями Комиссии, чтобы та не нарушила правила в пользу отдельных компаний. При этом Комиссия должна отчитываться перед Верховной радой за использование средств, фактически обосновывая и защищая каждую статью запланированных расходов перед парламентариями.

Следовательно, принятие законопроекта №2966-д позволит эффективно завершить начатые реформы в секторе энергетики.

Напомним, эти реформы предусматривают революционные по сути изменения – открытие рынков газа и электроэнергии (в перспективе – и тепла) конкуренции. Каждый из нас как потребитель должен получить право выбирать поставщика так же легко, как он может менять оператора мобильной связи или интернет-провайдера.

Эти изменения должны воплощать не чиновники с печерских холмов и не менеджеры энергокомпаний, а действительно профессиональные, независимые арбитры на рынке.

Авторы:

 

Дмитрий Науменко,

старший аналитик Информационной кампании "Stronger Together!"

 

Роман Ницович,

аналитик DiXiGroup

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора