Дебаты в эпицентре скандала: как прошла вторая телевизионная дуэль Клинтон и Трампа

Вторник, 11 октября 2016, 09:40 — , "Украинская призма"

После первых проигранных дебатов особых надежд на то, что Дональд Трамп исправит свои ошибки, не было. Но пока-что-кандидат от республиканцев, по крайней мере, мог попробовать. Что же ему помешало? Почему он проиграл и вторые теледебаты?

Прежде всего, чрезмерная самоуверенность, вера, что его интуитивных суждений достаточно и дебаты не требуют основательной подготовки. Второе – это упрямство, которое мешает корректировать излишне одиозные позиции. И третье – недооценка опасности атак противника.

9 октября в городе Сент-Луис, штат Миссури, состоялись вторые из трех запланированных дебатов между кандидатами в президенты США. Но это были необычные дебаты.

Ведь им предшествовал скандал с обнародованием видеозаписей сексистских высказываний Дональда Трампа. Скандал, после которого даже начали говорить о срочной замене кандидата от Республиканской партии.

Штаб Клинтон успел первым сыграть карту секс-скандала и этим сработал на опережение.

Ведь от Трампа еще перед первыми дебатами ждали использования в качестве черного пиара внебрачных отношений Билла Клинтона – бывшего президента, адюльтер которого едва не завершился импичментом.

Трамп не прибегнул к этому шагу во время первых дебатов, а потому, возможно, рассчитывал использовать этот сюжет позднее.

Но сейчас упоминания о старых интрижках бывшего президента уже не сработают – слишком слабо в сравнении с нарезкой крайне неполиткорректных высказываний Трампа.

 

А для тех республиканцев, которые необходимость поддерживать Трампа считали вызовом собственному самоуважению, это стало удачным моментом, чтобы отмежеваться от одиозного кандидата.

Но будем откровенны: Трамп никогда за свою избирательную кампанию не опирался на поддержку элиты Республиканской партии.

Его номинирование в качестве кандидата произошло вопреки желанию этой элиты и благодаря поддержке низовых ячеек партии. И не за политкорректность так сильно переживают эти элиты, для них это лишь морально оправданный повод.

Категорически противоречит интересам истеблишмента другое – протекционистские позиции Трампа по международной торговле, основе материального благополучия республиканской элиты.

Чтобы частично отыграть скандал со своими заявлениями, Трамп все же пошел в наступление на Клинтон сразу по нескольким фронтам: от обвинений по поводу пропавших электронных писем до амурных похождений ее мужа. Однако наибольшую опасность для Хиллари в качестве кандидата представляет очередная порция компромата, опубликованного WikiLeaks.

Обнародованные документы поставили под сомнение готовность Клинтон на посту президента действовать ради выравнивания доходов американцев через фискальные механизмы.

В частном общении кандидат положительно оценивала план по снижению дефицита бюджета, которым предусмотрено сокращение налогов для корпораций и увеличение пенсионного возраста.

Хотя во время кампании она строила имидж политика, который "более 30 лет работал на улучшение условий для женщин, детей и уязвимых социальных групп".

Значит, опять лукавство со стороны Клинтон.

Но все это дела внутренней политики, а для нас более интересны сигналы, прозвучавшие от кандидатов в адрес международного сообщества, в частности Украины.

Прямо наше государство претенденты вновь не упоминали, в отличие от дебатов между вице-президентами, которые состоялись за неделю до этого.

Но так же, как в первых дебатах, кандидаты коснулись темы России. С одной стороны, показалось, что Трамп пытается избавиться от имиджа сторонника Путина: он заявил, что ничего не знает о России и о ее лидере, и что РФ нужна США для борьбы с врагом №1 – "Исламским государством".

Но эта попытка не была засчитана, и вот почему. Трамп умудрился поспорить из-за отношения к России со своим партнером Майклом Пенсом, кандидатом в вице-президенты.

Последний в унисон с постпредом США в ООН признал российские атаки на гражданское население в сирийском Алеппо варварскими. В случае, если они не прекратятся, он призвал США продемонстрировать свою мощь и Асаду, и Путину.

Трамп наоборот – повторил, что готов к сотрудничеству с Россией там, где этого требуют обстоятельства.

Отсутствие согласия между членами команды кандидата – не в пользу Трампа.

Более того, одного упоминания о России было достаточно, чтобы Клинтон снова задействовала один из основных своих месседжей: в избирательную кампанию США нагло вмешивается другая страна (Россия), что недопустимо с точки зрения американских законодательных норм и демократических ценностей.

 

Причем вмешательство России происходит по приглашению одного из кандидатов (Трампа), который открыто призвал РФ осуществлять кибератаки с целью отыскать удаленные письма Клинтон.

Лучше бы Трамп вообще не делал заявлений о России, ведь с какой стороны не подойди – его суждения крайне уязвимы для критики демократического лагеря.

Но Трамп – человек упрямый. Он повторил то, что озвучивал во время первых дебатов, и то, что его политтехнологи не могли не признать провальной позицией.

У него до сих пор "нет причин думать, что за кибератаками стоит Россия". Видимо, выводов разведывательного сообщества США, включая ФБР, что есть "высокая уверенность, что именно российские хакеры взломали почтовые ящики Демократического национального комитета", для него недостаточно.

Трамп вообще не очень жалует экспертов.

Несмотря на то, что с самого начала кампании он был мало подготовлен в вопросах внешней политики, он не стал собирать вокруг себя пул экспертов, которые помогли бы ему с этим. Хотя это – обычная практика для большинства кандидатов, имеющих политический опыт преимущественно во внутренней политике, сенаторов или губернаторов.

Хиллари Клинтон, конечно, является исключением. Когда она соперничала с Бараком Обамой на выдвижении в кандидаты в 2008 году, ее штаб создал ролик о том, кто снимет трубку в Белом доме в три часа утра, чтобы ответить на вызовы безопасности.

Этот ролик превратился в мем как пример другой крайности – чрезмерной заносчивости Клинтон.

Но факт остается фактом: поскольку между обоими кандидатами существует огромная пропасть в политическом опыте и компетентности,

они просто не могут конкурировать в содержательных месседжах, идеях или программах.

Если анализировать сухой остаток дебатов, то оба кандидата повторяют спланированные в их штабах сюжеты.

Трамп критикует Хиллари за заключение невыгодных США международных договоров о свободной торговле, создание вакуума безопасности на Ближнем Востоке, который позволил "Исламскому государству" стать масштабной проблемой, и неуклюжую политику в отношении иммигрантов, которая продуцирует вызовы внутренней безопасности.

Клинтон строит свою кампанию на объединяющих лозунгах и поиске консенсуса, чтобы еще больше усилить контраст с сексистскими и шовинистическими высказываниями Трампа.

На нынешнем этапе именно такая стратегия штаба Клинтон позволяет продолжить борьбу за каждого избирателя, который до сих пор не определился с выбором. Именно это служит ключом к победе в условиях незначительного электорального отрыва от противника.

В свою очередь Трамп, который упорно повторяет те же месседжи, с которыми начал кампанию, не способен привлечь новых сторонников.

Поэтому, возможно, Трамп уже достиг абсолютного максимума своей поддержки, а Клинтон – еще нет.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: