Санкции продлят, хотя проблемы остаются: настроения в Брюсселе в отношении "Минска" и Украины

Среда, 19 октября 2016, 11:46 — , фонд "Відродження"

Во вторник в Брюсселе был представлен "Аудит минских договоренностей" – совместное исследование нескольких экспертных центров реальности выполнения "Минска" и путей реинтеграции Донбасса.

Это событие, а также встречи и разговоры за его рамками, позволило почувствовать, какие настроения царят сейчас среди европейцев, какова атмосфера в Брюсселе накануне саммита в Нормандском формате. Хотя, конечно, эти наблюдения не обязательно отражают мнение всего Брюсселя.

Чего ждут в ЕС от "Нормандии"?

Вряд ли кто-то ожидает прорывов после переговоров в Берлине в среду.

Но встречу надо провести.

Даже для того, чтобы Меркель и Олланд могли показать другим лидерам ЕС, мол, "я стараюсь" и "Минск работает".

Это важно для того, чтобы не дать странам-русофилам повода поставить под сомнение санкционную политику Евросоюза в отношении РФ.

Ведь это будет темой их переговоров с лидерами других стран ЕС буквально на следующий день – 20 октября начнется саммит ЕС, куда президент Франции и канцлер Германии приедут вместе с Порошенко.

Санкциям – быть

Сирийская трагедия создала фон, и теперь уже можно с большой долей уверенности прогнозировать, что секторальные экономические санкции против России зимой этого года будут продолжены.

Также сейчас – после событий в Алеппо и после последних изменений в переговорном процессе – уже ясно, что нет угрозы "размена" Украины на Сирию, чего мы так боялись год назад.

Европа просыпается

Все или почти все страны-члены поняли (некоторые – с большим удивлением!), что Россия явно пытается подорвать европейское единство.

Доказательств этого у них предостаточно – это и открытая поддержка Brexit, и попытки капитализировать влияние на проблемах миграции и экономики в ЕС, и антиевропейская пропаганда, и, в конце концов, вмешательство во внутреннюю политику ряда стран-членов через поддержку крайне левых и крайне правых партий.

Эти действия российской власти заметны всем.

Ситуация на Донбассе

Украинский аргумент о том, что на Донбассе security should come first – то есть безопасность является условием для любых дальнейших действий – услышано и преимущественно воспринято.

Вместе с тем, еще далеко не все страны-члены осознают, а тем более готовы к долгосрочному конфликту.

Да, до них с трудом доходит, таковы реалии дел в союзе 28 государств, где ключевые решения принимаются консенсусом.

Несмотря на все это, Европейскому Союзу очень интересно, какую долгосрочную стратегию разрабатывает Киев по реинтеграции и восстановлению Донбасса и какой здесь может быть роль ЕС, или чем Евросоюз может помочь.

Выборы в Крыму

Дискуссии относительно политической реакции на российские "выборы" в Крыму продолжаются, и пока неясно, к чему придут.

* * * * *

Исходя из всего этого, могу сделать несколько личных выводов.

1.
На уровне риторики мы все же должны поддерживать "Минск", а не пытаться его "прятать". Это важно, если мы хотим говорить с ЕС на одном языке – для ЕС он все еще имеет очень большое значение.

2.
При этом нужно подчеркивать, что безопасность – это гораздо больше, чем просто прекращение обстрелов (которое, к тому же, все равно не соблюдается). И не только отвод войск от линии соприкосновения.

Это также разоружение, вывод за пределы Украины иностранных войск и наемников, полный доступ ко всей территории для наблюдателей СММ ОБСЕ. И это также вопросы границы.

Известно, что в "Минске-2" предусмотрена передача контроля над границей Украине лишь после выборов – но также остается в силе "Минск-1", пункт 4 которого четко говорит, что граница должна быть верифицирована ОБСЕ. Этот пункт должен быть выполнен как можно скорее, здесь привязки к выборам нет.

3.
Украине (очевидно, в лице Минреинтеграции) стоит выйти с публичным видением стратегии восстановления Донбасса – при условии разных сценариев развития переговоров в Нормандском формате.

В любом случае, восстановление подконтрольных на данный момент территорий уже сейчас является краткосрочным приоритетом, к которому уже сейчас надо привлекать Евросоюз и предлагать пути такого привлечения.

4.
Стоит напоминать простой факт, что российские войска пришли в Сирию именно из Крыма.

Милитаризация Крыма, которая сейчас идет полным ходом – это также угроза безопасности ЕС и его интересам на южном фланге. Если на Донбассе, фактически, у нас патовая ситуация, то в Крыму ситуация ухудшается (состоялись "выборы", введен запрет Меджлиса).

А поэтому здесь однозначно нужна жесткая реакция ЕС в виде дополнительных "крымских" санкций.

* * * * *

А для того, чтобы все это стало реальностью, необходимо постоянно напоминать европейцам эти и другие тезисы, связанные с агрессией России против Украины.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: