Рада никак не вкурит. Почему блокируются антитабачные инициативы из пакета ЕС
Украина в рамках имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС должна выполнить ряд обязательств в сфере здравоохранения.
Более того, в ноябре наступает "дедлайн" по имплементации Директив по табаку, однако этот процесс стоит на месте уже 18 месяцев.
Что должны имплементировать?
Согласно обязательствам, определенным Соглашением об ассоциации с ЕС в сфере общественного здоровья, в аспекте, касающемся табака, до ноября 2016 года Украина должна имплементировать две Директивы.
Это №2001/37/ЕС от 5 июня 2001 года о сближении законодательных, нормативных и административных актов относительно производства, презентации и реализации табачных изделий, а также Директива №2003\13\ЕС от 26 мая 2003 о приближении законодательства о рекламе и спонсорстве табачных изделий.
Однако самый интересный нюанс в том, что две эти Директивы были действующими на момент подписания Соглашения об ассоциации, однако теперь первая из них отменена.
Зато в мае 2014 года в силу вступила Директива №2014/40/ЕС, которая касается той же тематики, что и отмененная Директива, однако содержит более прогрессивные положения, ориентированные на сохранение общественного здоровья в аспекте табакокурения. Это повлекло за собой определенную правовую коллизию.
Некоторые юристы по вопросам права ЕС утверждают, что надо имплементировать ту Директиву, которая четко указана в приложениях к Соглашению об ассоциации.
"Директива 2014/40/ЕС отменяет собой Директиву 2001/37/ЕС. В то же время в Соглашении об ассоциации содержится четкий перечень директив, которые Украина обязалась имплементировать (в нем указана именно Директива 2001/37/ЕС, а не Директива 2014/40/ЕС). Да, действительно, для государств-членов ЕС Директива 2001/37/ЕС уже потеряла силу, но следует помнить, что это их нормы и законодательство, и оно не распространяется на третьи страны, а следовательно, и не является обязательным для выполнения автоматически.
Поэтому в принципе мы должны имплементировать ту директиву, которая указана в приложениях к Соглашению, если не было отдельной встречи со стороной ЕС для пересогласования (а насколько мне известно, такого не было). В то же время ситуация с табачными директивами в странах ЕС несколько отличается от нашей.
Они шли к имплементации Директивы 2014/40/ЕС в течение восьми лет, сначала заложив основу для ее принятия Директивой 2001/37/ЕС, которая дала время всем заинтересованным сторонам поменять свою деятельность в соответствии с новыми правилами, которые не стали неожиданностью, а вводились постепенно", – высказывает аргументированную позицию юрист по вопросам права ЕС ОО "Украинский центр европейской политики" Елена Степаненко.
Некоторые общественные активисты утверждают, что вполне логичным представляется имплементация действующей Директивы, а не той, от которой уже отказался Евросоюз.
Однако у украинских политиков, похоже, несколько другое мнение – и они не имплементируют ни одну из них.
То ли это буквально бюрократический подход, то ли же защита интересов табачной индустрии – сказать трудно.
Рада заблудилась среди двух законопроектов
Дело в том, что сейчас есть два законопроекта, направленные на имплементацию евроинтеграционных обязательств в отношении табака.
Первый – №2430-1 – зарегистрирован первым, находится в налоговом комитете и соответствует уже отмененной Директиве №2001/37/ЕС. Второй – №2820 – зарегистрирован вторым, находится в комитете по вопросам здравоохранения и соответствует новой Директиве №2014/40/ЕС.
Так в чем же проблема?
Дело в том, что Регламентный комитет привязал законопроект № 2820 к законопроекту № 2430-1, признав оба альтернативными и такими, которые должны рассматриваться одновременно в порядке очередности их внесения.
Однако пока налоговый комитет не примет положительного решения по своему законопроекту №2430-1, до тех пор и законопроект №2820 будет оставаться в архиве. Ведь можно только в порядке очередности.
Налоговый комитет тянет время – дело стоит на месте.
И неважно, что в начале октября на внеочередном заседании комитет ВРУ по вопросам евроинтеграции поддержал законопроект №2820 с рекомендацией Кабинета министров Украины обновить план имплементации директив в Главе 22 "Общественное здоровье" Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Все равно, что Комитет ВРУ по вопросам здравоохранения еще год назад, 7 октября 2015 года одобрил законопроект и рекомендовал к первому чтению.
Все равно, что законопроект № 2820 положительно оценили Министерство здравоохранения Украины, Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирный банк в Украине, Smoke Free Partnership, Европейская сеть по предупреждению курения (ENSP), коалиция "За свободную от табачного дыма Украину" и инициатива "Реанимационный пакет реформ" (РПР).
Нет политической воли в налоговом комитете – и дело не сдвинется с места.
№2820 – наступление на табачную индустрию
Законопроект №2820 внедряет в действие прогрессивные нормы Директивы 2014/40/ЕС.
Сейчас ее активно имплементируют в Европе все страны-участницы. По состоянию на начало октября 22 государства-члена ЕС не только имплементировали антитабачную Директиву, но и даже ввели дополнительные меры (например, стандартизированная упаковка в Великобритании, запрет курения в автомобилях с детьми в Италии, запрет на пачки сигарет с гламурными элементами, блестками в Нидерландах, отнесение электронных сигарет в табачных изделий с запретом их употребления в публичных местах в Польше и т. д).
Те же страны, которые еще не внедрили Директиву, пообещали сделать это в ближайшее время.
Румынский парламент поддержал законопроект на основе Директивы. Люксембург и Словения уверяют, что Директива и дополнительные меры будут приняты парламентами не позднее начала 2017 г.
Имплементировала Директиву уже даже Молдова, которая не является членом ЕС. А украинские политики блокируют внедрение еще одной евроинтеграционной Директивы.
Что же в ней такого "угрожающего"?
"Законопроект №2820 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно охраны здоровья населения от вредного воздействия табака" внедряет основные положения двух Директив, по которым мы имеем евроинтеграционные обязательства, срок которых наступает в ноябре 2016 года.
Прежде всего он меняет маркировку на пачках сигарет. Если раньше с одной стороны должна была быть надпись-предупреждение, а с другой – графическое изображение размером не менее 50%, то сейчас это должны быть графические изображения не менее чем 65% от размера, с обеих сторон.
"Причем изображения должны меняться ежегодно. Серьезное такое предупреждение", – объясняет Оксана Тотовицкая, представительница Украинского центра контроля над табаком, ОО "Жизнь".
Нынешние нормы маркировки в ЕС |
Кроме этого, законопроект запрещает табачные изделия с ароматизаторами и характерным вкусом, регулирует продажу электронных сигарет, а также полностью запрещает рекламу е-сигарет и табачных изделий в интернете. Вводится отчетность представителей табачной индустрии в Министерство здравоохранения о составляющих табачных изделий.
"Важным моментом является также запрет публиковать на пачках уровни смол и никотина. Ведь это вводит потребителей в заблуждение и они убеждены, что сигарета с "меньшим" уровнем никотина или смол будет не такой вредной. На самом деле это не так, и в ЕС подобные данные указывать на пачках запрещено. И ведь не факт, что эти цифры правдивы. И полученная доза вредных веществ является разной в зависимости от многих факторов, например, от стиля курения", – комментирует Оксана Тотовицкая.
В отличие от этого законопроекта, законопроект № 2430-1 предусматривает лишь минимальные изменения, регулирующие нормы никотина и смолы в сигаретах и вводит определение табака для перорального применения.
Поэтому естественно, что при вступлении в силу законопроекта №2820 табачная индустрия очень пострадает.
Ведь у них будет меньше доступа к потребителю (в связи с ограничением рекламы и продажи), потребитель будет получать больше правдивой и совсем не оптимистичной информации о последствиях курения (изображения последствий курения на пачках), потребитель не будет получать обманчиво-успокаивающей информации (о якобы безвредности курения электронных сигарет, травяных смесей, сигарет с ароматизаторами, "менее вредных" сигарет с "меньшим" уровнем смол и никотина).
Адекватно проинформированный о последствиях потребитель, вероятно, откажется от курения или ограничит его – а это потери для табачной индустрии. Поэтому сопротивление законопроекту вполне прогнозируемо и естественно.
"Защита общественного здоровья имеет приоритет над любыми корпоративными интересами. Мы призываем парламентариев принять законопроект №2820, который отвечает современным европейским требованиям по защите здоровья людей от вредного воздействия табака. Это поможет нам создать условия, когда молодежь не будет начинать курить. Пора нам всем жить здоровой жизнью и предупреждать заболевания, а не лечить их потом", – отметила доктор Ульяна Супрун, и.о. министра здравоохранения Украины.
Будет ли ее призыв услышан и будут ли воплощены евроинтеграционные обязательства Украины в аспекте антитабачных Директив – вопрос риторический.
Даже если украинские политики искренне считают, что надо соблюдать "букву закона" и имплементировать Директиву 2001\17\ЕС, поскольку она указана в приложениях к Соглашению об ассоциации с ЕС, то тогда надо пустить в действие законопроект №2430-1.
Да, он тогда пойдет на голосование вместе с альтернативным законопроектом №2820, и дальше уже решение будет за нардепами.
Но блокировка обоих законопроектов – полное игнорирование евроинтеграционных требований, и это недопустимо.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора