Три года после Евромайдана: приближение или отдаление европейской мечты?
Кажется, очередную годовщину Евромайдана Украина встречает с очень смешанными чувствами. Все еще #перемога, но привкус недовольства становится все ощутимее.
Мы, как страна – кандидат на членство в Евроклубе, заплатили за эти стремления наивысшую цену: кровь и жизни людей. Что не спасло нас ни от досадного "нет!" на голландском референдуме в апреле, ни от задержек с предоставлением безвизового режима, несмотря на выполнение Украиной всех своих обязательств.
Реальность и факт: у Европы – своя повестка дня, свои проблемы, свои геополитические стратегии, часто отличные от наших.
Более того, Евросоюз сейчас явно не готов к роли "щедрого и терпеливого опекуна", которую ему, похоже, определила наша власть. То есть подход "дайте нам побольше кредитов, постройте дороги, залатайте дыры в бюджете, утеплите дома в обмен на имитацию реформ или косметические изменения" – ожидаемо не срабатывает.
Еще один факт, который медленно, но доходит до нашего сознания: как эту войну за нас, без нас и кроме нас никто не выиграет, так и с реформами – делать их надо не для чиновников из Брюсселя, а для самих себя, приняв Соглашение об ассоциации как путеводитель для этих преобразований, уже доказавший свою эффективность.
А еще за три года после начала Революции Достоинства у многих только укрепилось понимание: это еще не та политическая элита, которая приведет нас в Евросоюз.
Настоящие и сознательные евроинтеграторы – в критическом меньшинстве, и на каждом шагу их встречает не поддержка, а препятствия. Ключевые еврореформы саботируются (например, как в случае с президентским вето на важные евроинтеграционные экологические законы или проблемным на каждом шагу введением электронного декларирования).
В свою очередь, люди не хотят прощать властям, что из-за огромного кредита доверия, предоставленного в разной степени, но всем без исключения демократическим политсилам, все "они" сделали настолько мало, настолько "недостаточно". В том числе и для нашего сближения с ЕС, что в понимании людей означает, прежде всего, даже не "безвиз", а желанные европейские стандарты жизни.
Как следствие – растущие рейтинги популистов и протестного потенциала общества. Но хуже всего – риск дискредитации идеи евроинтеграции как идеи и выбора, тем более, что предложить взамен нечего.
Большой "коммуникационной" ошибкой, правда, сделанной скорее бессознательно, было создание у людей иллюзии мгновенного эффекта от действия Соглашения.
То есть не успеют высохнуть чернила на ратификационных грамотах – а у нас уже будут европейские зарплаты, пенсии, дороги.
А тем временем европейская интеграция – это долгосрочные выгоды и перспективы. Да, это о состоятельной жизни, о росте ВВП, о доступе на рынок Евросоюза – но при условии жесткой модернизации, глубинных реформ, нулевой толерантности к коррупции и беспрекословного соблюдения правил и процедур, прежде всего в вопросах торговли.
Соглашение с ЕС обязывает нас имплементировать примерно 350 євродиректив, регламентов и решений к 2025 году, но реальное внедрение многих евроинтеграционных изменений, например, в сфере охраны окружающей среды, может занять еще больше времени.
Соответственно, это игра в долгую, и с пониманием того, что главными выгодоприобретателями станут, пожалуй, только следующие поколения.
А это значит, что уже сейчас на евроинтеграционной ниве надо работать еще тяжелее, еще более рьяно: "за вчера" и "сегодня". В частности, как минимум:
1. Увеличить долю и вес евроинтеграционной составляющей в выступлениях, высказываниях, действиях и планах всех без исключения топовых политиков и чиновников.
Мы наконец получили эффективного вице-премьера по евроинтеграции, но для достижения результата весь без исключения политический истеблишмент должен консолидированно играть как одна команда.
То есть критиковать, отстаивать собственную позицию, но не подвергать сомнению выбор и вектор развития страны. В свое время так действовала Польша. Поэтому им так много удалось.
2. Формировать и поддерживать в обществе чувство восприятия и "принадлежности" к осуществлению евроинтеграционных реформ.
Это означает, что все, от президента до рабочего и домохозяйки, должны четко понимать, для чего им Соглашение с ЕС и как воспользоваться выгодами от усиленного сотрудничества с Евросоюзом.
3. Четче очертить систему координации осуществления евроинтеграционной политики.
Минимум – запустить упрощенный механизм прохождения евроинтеграционных законопроектов (поможет избежать "пробуксовок" с принятием уже разработанных во исполнение Соглашения законопроектов) с одновременным усилением кадрового потенциала министерств и ведомств и введением действенных предохранителей для тех законодательных инициатив, которые не соответствуют или прямо противоречат нашим евроинтеграционным обязательством.
4. Системно мониторить выполнение Соглашения и честно отчитываться как об успехах, так и о проблемах.
5. Акцентировать внимание на достижениях и возможностях. Мы неоправданно мало о них говорим, неоправданно мало хвалимся перед собой и перед миром.
Например, по предварительным данным ГФС, по итогам января-октября 2016 года стоимостные объемы экспорта товаров из Украины в ЕС в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 3,7%. Все-таки #перемога!
А ProZorro, а наши орехи на столе королевской семьи в Нидерландах и экспорт приборов для нужд НАТО. Разве не молодцы?!
Возвращаясь к нашим отношениям с Евросоюзом. Когда-то Евгений Коновалец хорошо подметил: "Как долго не будет самостоятельного Украинского государства, так долго не будет порядка в Европе". Времена изменились, ситуация – не очень.
Сегодня вопросы безопасности для Европы и мира остаются приоритетом №1. Так, может, стоит именно с таким посылом выходить к нашим международным коллегам?
Мирная, сильная и стабильная Украина – надежный партнер в сфере безопасности и в экономических интересах Евросоюза.
Но партнерство – это уже не позиция "протянутой руки", это – ответственность.
Потому такое изменение парадигмы наших отношений с ЕС означает, что декларируемую цель нужно будет доказывать конкретными действиями: системными реформами, укреплением обороноспособности, перезагрузкой многих (если не всех) институтов и, конечно, последовательным выполнением Соглашения об ассоциации.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора