От Балкан до Донбасса: насколько Украине подходит хорватский опыт реинтеграции
Недавний визит премьер-министра Хорватии Андрея Пленковича в Киев не прошел незамеченным для российского МИДа. Тамошнее "управление прессы и информации" решило отреагировать с присущей Смоленской площади непосредственностью на заявления известного европейского политика в украинской столице.
Секрет подобной активности понятен: прилету в Киев хорватской делегации предшествовало создание во время заседания правительства Хорватии в городе Вуковар специальной рабочей группы, которая должна передавать Украине опыт мирной интеграции.
Место было выбрано неслучайно – длительная осада Вуковара сербскими отрядами и трагические последствия его захвата стали одними из самых драматических страниц войны на Балканах в начале 1990-х.
Дальнейшая мирная реинтеграция хорватского Подунавья воспринимается в Загребе как уникальный положительный опыт, которым они готовы поделиться с Украиной.
Российский МИД упомянул и об операциях "Буря" и "Молния", и о 250 тысячах сербов, которые были вынуждены покинуть свои дома, и даже о Крыме, вопрос которого, по мнению Москвы, "закрыт навсегда". Несколько странная позиция для государства, которое осуществило аннексию территории своего соседа, не признанную мировым сообществом, и параллельно пытается разыгрывать роль посредника в урегулировании инспирированного им конфликта на Донбассе.
Во время пребывания в Киеве Пленкович заявил, что Хорватия готова помочь Украине в анализе европейского законодательства и мирной реинтеграции временно утраченных территорий. Напомню, что еще совсем недавно этот хорватский политик возглавлял комитет по сотрудничеству Украина–ЕС в Европейском парламенте.
Однако в этой инициативе есть не только добрая воля отдельного сторонника Украины, но и интересный международный тренд.
Откровенно говоря, Балканы в течение длительного времени воспринимались в качестве центра влияния России и Германии, причем российское влияние постепенно сходило на нет, а Берлин не слишком интересовался событиями в "мягком подбрюшье Европы". Однако присоединение Хорватии к ЕС и НАТО существенно изменило расстановку сил в регионе.
Еще одним важным фактором стала неудачная попытка государственного переворота в Черногории, за которой стояли российские спецслужбы. Кремль, похоже, решил добиться существенного перелома в ситуации на Балканах путем стремительного усиления собственных позиций. В нынешней ситуации России придется опираться разве что на Сербию, ведь остальные балканских стран выпали из российской зоны влияния.
Загреб, учитывая развитие ситуации, ищет себе союзника в лице Киева.
На мой взгляд, немалая заслуга в заметном сближении Украины и Хорватии принадлежит нашему послу в Загребе Александру Левченко. Его последовательная и наступательная позиция позволила дипломату не только быть частым гостем на страницах и экранах местных медиа, но и успешно противодействовать российской пропаганде.
Попутно отмечу, что хорватские курорты активно принимают украинских детей, пострадавших на Донбассе, и участников АТО на лечение и реабилитацию.
Напомню, что большинство участников новосформированной рабочей группы хорватского правительства принимали участие в совместном мероприятии с украинскими чиновниками и экспертами еще в марте этого года, где рассказывали об опыте мирного урегулирования, акцентируя внимание на особенностях, сопровождавших этот процесс.
К ним можно отнести такие нюансы:
- Боевые действия в Хорватии проходили в 50-60 километрах от столицы страны, Загреба, потому реакция общества на вооруженный конфликт была более консолидированной. Собственно, хорватское общество также выглядит более монолитным, чем украинское.
- Хорваты совершали процесс мирной реинтеграции с позиций победителей, нанеся вооруженное поражение сепаратистам и восстановив территориальную целостность страны.
- Амнистия была, однако она не предполагала прощения за военные преступления.
- Опыт сотрудничества с миротворцами ООН у представителей хорватской власти далеко не всегда был положительным.
- Хорватия в процессе интеграции использовала инструмент конвалидации (признание документов, которые выдавала нелегитимная власть), а также имела возможность консолидировать граждан путем выдачи паспортов Хорватии вместо СФРЮ.
- Линия столкновения никогда не обозначалась как граница, встречи мирных жителей с обеих сторон границы происходили на нейтральной территории в специально отведенных местах.
- Функционировало специальное агентство, содействовавшее в купле-продаже имущества тех, кто покинул страну из-за этнического конфликта, и тех, кто, наоборот, хочет вернуться.
- В выборах на территориях, над которыми был восстановлен контроль, участвовали не только местные жители, но и те, кто был вынужден покинуть место жительства во время войны (их было, по разным оценкам, 500–700 тысяч, что тоже стало серьезным вызовом для небольшой по размеру страны).
Хорватский опыт, несомненно, важен для Украины и, возможно, более адекватен, чем предложения многочисленных европейских учреждений и НПО.
Причина проста – хорваты сумели пережить агрессивную попытку создать "Великую Сербию", дать отпор, восстановить территориальную целостность и суверенитет.
Однако не стоит забывать, что за 20 лет после войны на Балканах мир существенно изменился, и даже самые эффективные рецепты не могут быть автоматически перенесены на украинскую почву. Однако у Украины есть возможность, критически подойдя к изучению хорватского опыта, не допустить ошибок.
Очевидно, главный вывод от сближения позиций Киева и Загреба – не замыкаться исключительно на мирной реинтеграции.
В вопросе возвращения Донбасса стоит сосредоточиться на внутренней коммуникации и выработке стратегии восстановления суверенитета.
Слепо перенять хорватский опыт не получится, поскольку наша страна – не только не Россия, но и не Хорватия. К тому же Украине нужен не только влиятельный союзник на Балканах, но и партнер в экономических отношениях, о чем свидетельствует заявление Владимира Гройсмана о готовности интенсифицировать сотрудничество в газовой сфере с Хорватией путем участия в построении LNG-терминала на острове Крк и его дальнейшей эксплуатации.
Использовать опыт настроенной на сотрудничество страны и продвигать собственные интересы – таков алгоритм усиления влияния в регионе, который долгое время находился на обочине украинских национальных интересов.
Автор: Евгений Магда,
политолог, доцент НТУУ КПИ имени Игоря Сикорского
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора