Квоты и не только: где Украина может нарастить экспорт в ЕС
Почти месяц назад Европейская комиссия приняла решение предложить увеличение размеров тарифных квот для украинской сельскохозяйственной продукции. Европейский комиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем озвучила это во время встречи с нашей командой.
Хочу подчеркнуть, что это стало результатом последовательной и кропотливой дипломатической работы. Как следствие, Европейский Союз делает значительный шаг к расширению торговых взаимоотношений.
Перечень товаров на увеличение квот включает не все позиции, которые были предложены министерством,
но это дает, по оценкам наших экспертов, хорошую возможность нарастить объемы торговли с ЕС дополнительно почти на $200 млн в год.
Должен отметить, что эта инициатива Европейской комиссии по увеличению квот на некоторые группы украинских товаров еще должна быть поддержана Европарламентом и странами-членами ЕС и будет действовать сроком на три года.
Прежде всего – инфографика о том, на какие товарные группы будут увеличены квоты и в каком объеме:
При этом мы имеем ряд тарифных квот на группы товаров, которые еще не были заполнены экспортерами по условиям беспошлинных поставок в страны ЕС в полном объеме. На то есть разные причины.
Некоторые группы квот требуют от украинских производителей прохождения особых процедур сертификации и получения соответствующих разрешений.
Например, процесс получения разрешения по доступу молока и молочных продуктов на рынки Европейского Союза длился 7 лет. Было проведено 4 верификационные миссии FVO.
По данным статистики, в 2016 году были впервые частично использованы квоты на сливочное масло (46%) и сухое молоко (30%).
На сегодняшний день право экспорта своей продукции на территорию Европейского Союза имеют 266 украинских предприятий.
Из них 86 предприятий – производители продукции для потребления человеком, 180 – производители непищевой продукции.
Сейчас доля ЕС в общей структуре внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции Украины составляет 33,9%.
В целом украинская сельскохозяйственная продукция пользуется спросом среди европейских потребителей и сейчас у нее есть шанс на дополнительные возможности для расширения экспорта. Поэтому нам необходимо в дальнейшем поддерживать свой имидж надежного торгового партнера благодаря качественной отечественной продукции.
Но останавливаться нам нельзя. Ведь украинский аграрный сектор – это настоящий локомотив неисчерпаемых возможностей, поэтому у нас есть целый ряд групп товаров, которыми мы будем покорять Европу в дальнейшем.
Ключевой вопрос – где мы можем увеличить экспорт в ЕС?
В европейских странах достаточно развито аграрное лобби. Внутренние производители активно защищают свои позиции на рынке.
Однако развиваться украинским аграриям есть куда. Ведь многие квоты не используются украинскими экспортерами (грибы, чеснок, говядина, баранина, свинина, продукты из обработанного молока, крахмал и много других позиций).
Прежде всего, необходимо, чтобы наша аграрная продукция соответствовала европейским стандартам безопасности и качества.
Например, для осуществления экспорта говядины в ЕС в Украине на национальном уровне должна быть введена в действие система мониторинга на заболеваемость губчатой энцефалопатией крупного рогатого скота. Работа по данному направлению активно ведется командой Минагрополитики, но это очень длительный процесс и он требует финансирования.
А для того чтобы реализовать в ЕС баранину, мы должны увеличить объемы производства и обеспечить соответствующие стандартам Евросоюза условия забоя животных.
Украина пока не использует беспошлинные квоты на чеснок, но развитие этого направления будет иметь успех для малых и средних производителей. Да, эта культура сложна в обработке, но совершенствование технологий обработки в итоге принесет хорошие достижения в этой области.
Что касается экспорта грибов, то надо отметить, что рынки Европы насыщены этим товаром. Поэтому украинским грибным производителям необходимо максимально делать ставку на качество и конкурентоспособность этой группы, чтобы иметь спрос на международных рынках.
Хочу добавить, что Минагрополитики активно работает над основными инструментами поддержки малого и среднего производителя: сертификация, информационные и технические вопросы, финансирование. Необходимо сориентировать сельхозпроизводителя на потенциального покупателя и рынки с той или иной продукцией, чтобы их товар имел спрос у иностранных потребителей.
Мы заинтересованы в том, чтобы отечественные малые и средние игроки смело выходили на крупные внешние рынки и осваивали их, развивались и занимали свои уверенные позиции с большим ассортиментом качественной продукции.
Главное, чтобы производители были заинтересованы в развитии хотя бы первичной переработки и были способны кооперироваться между собой во взаимодополняющие кластеры. Это значительно увеличит возможности малых фермеров по преодолению международной конкуренции.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора