Год избавления от евроромантизма. Какие уроки следует извлечь Украине
Ситуация с Нидерландами, которые стали последним барьером перед ратификацией Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, достаточно показательна по многим причинам.
Значительный евроскепсис жителей Страны тюльпанов и ветряных мельниц, помноженный на демократические традиции и слабо замаскированное российское влияние на результаты волеизъявления по Соглашению об ассоциации, привели к известному отрицательному результату.
Когда-то в будущем "голландский казус" сможет войти в учебники по манипулированию демократическими процедурами, совершенному в условиях гибридной агрессии, но сейчас задача Украины – сделать необходимые выводы о перспективах сотрудничества со Старой Европой.
Так и не предоставленный Украине безвизовый режим с ЕС, по большому счету, не является элементом евроинтеграции. Это – нематериальный актив, который подтверждает обоюдную заинтересованность обеих сторон в сближении.
Однако попытки украинской власти подменить за счет безвизового режима реальную европейскую интеграцию сыграли с ней злую шутку.
Не стоит обходить вниманием и тот факт, сколько времени понадобилось власти в Украине для выполнения всех 144 требований, выдвинутых ЕС для либерализации визового режима. Наши политики блестяще продемонстрировали в этом случае собственную неспособность консолидироваться ради реальных изменений, отсутствие видения реалий в отношениях Украины и ЕС и отсутствие стратегического мышления.
Ситуация на Донбассе и функционирование "нормандской четверки" также не дают оснований для оптимизма.
Уже очевидно, что новый виток санкций против России возможен при условии масштабного военного обострения на востоке Украины, поскольку ЕС фактически достиг потолка в собственной "глубокой обеспокоенности" ситуацией на Донбассе. Стремление европейских деловых кругов вернуться к business as usual в отношениях с Россией щедро спонсируется Кремлем и освещается в европейских медиа.
Однако и отказаться от Нормандского формата его участники не в состоянии, ведь для каждого из них такой отказ станет публичным признанием собственного нежелания прекратить крупнейший за последние 20 лет конфликт в Европе.
В этом году Украина пережила и испытание стремлением пойти на сближение с соседями.
С одной стороны, все говорит о необходимости развивать отношения со странами Вышеградской четверки, с другой – внутриполитические процессы в Венгрии и Польше и тональность диалога стран В-4 с Брюсселем вряд ли приемлемы для официального Киева.
Тем более – на фоне слишком громкой как для отношений стратегического партнерства темы Волыни-1943 в польско-украинских взаимоотношениях. Вместе с тем, следует признать, что нашей стране в ее нынешнем состоянии не стоит рассчитывать на снисходительное отношение собственных партнеров.
Итак, в активе 2016 года – резкое и местами мучительное избавление от евроромантизма и ощущения того, что ЕС обязан сделать для Украины на пути евроинтеграции больше, чем она сама.
Несмотря на горько-сладкое чувство обиды на соседей по континенту, украинцы (и власть, и общество) получили показательный урок особенностей построения отношений с ЕС и функционирования евробюрократии. Он лишь подчеркивает очевидное: нашему государству нужны внутренние изменения в русле евроинтеграции, построение "Европы в Украине", хотя этот лозунг пытаются не использовать во внутриполитическом дискурсе.
Только отказ от фетишизации процесса сближения с ЕС и четкое артикулирование национальных интересов вплоть до осмысленного евроскепсиса будут способствовать реальному продвижению Украины в ЕС.
Автор: Евгений Магда,
политолог, доцент НТУУ КПИ имени Игоря Сикорского
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора