5 шагов к открытому небу с ЕС. Как заставить работать заблокированное соглашение
Соглашение о Совместном авиационном пространстве (САП) было парафировано еще в ноябре 2013 года в Вильнюсе. Именно тогда, когда Украина отказалась подписывать Соглашение об ассоциации.
Целью заключения Соглашения между Украиной и ЕС об общем авиационном пространстве является гармонизация законодательства в области гражданской авиации, содействие промышленному сотрудничеству и постепенная либерализация рынков. "Открытое небо" предусматривает объединение авиатранспортных рынков Украины и ЕС, что будет способствовать более эффективному использованию рынка авиаперевозок и улучшению качества услуг, развитию транзитного потенциала Украины, интегрированию Украины в европейские авиационные структуры и укреплению авторитета страны как авиационного европейского государства.
Прошло больше трех лет, но соглашение так и не было подписано из-за отсутствия консенсуса между Испанией и Великобританией в контексте применения Соглашения к аэропорту Гибралтар.
Наверное, после безвизового режима Соглашение об "открытом небе" – это второй документ, по поводу которого европейцы говорят, что им стыдно за его неподписание.
В сфере авиационного транспорта необходимо приложить все усилия, чтобы карта авиаполетов над территорией Украины было больше заполнена самолетами.
Cкриншот с flightradar24.com |
Существуют как внешние, так и внутренние проблемы, которые замедляют или препятствуют полной либерализации авиарынка с ЕС. Острейшими внутренними проблемами являются: отсутствие комплексного плана упомянутого инкорпорирования технических регламентов ЕС, предусмотренных Приложением 1 Соглашения о САП, отсутствие современных правил выхода на рынок и сертификации услуг по наземному обслуживанию в аэропортах Украины в соответствии с нормами ЕС.
К внешним факторам стоит отнести задержку с внедрением безвизового режима для Украины и проблему ожидаемого выхода Великобритании из ЕС.
Учитывая эти факторы, в 2016 году мы провели значительную работу – Украина председательствовала в Eurocontrol, что обеспечило нам поддержку стран-членов ЕС, Еврокомиссии и Европейского агентства по безопасности полетов EASA. После парламентских выборов в Испании и референдума Brexit активизированы переговоры с Испанией и Великобританией по вопросу Гибралтара.
В качестве возможного пути выхода из ситуации, сложившейся вокруг заключения Соглашения о совместном авиационном пространстве с Украиной, предлагается прецедент достижения компромиссных формулировок относительно аэропорта Гибралтар в рамках согласования положений обновленного Регламента EASA.
Компромисс заключается во включении в проект Регламента EASA положений о его неприменении к военным аэропортам, которые также используются и предоставляют услуги гражданской авиации.
Указанный критерий позволил вывести из-под действия применения Регламента аэропорт Гибралтар. Ожидается, что указанный Регламент будет принят в ближайшее время.
Важно иметь четкие критерии по поводу проблем с исключением малых европейских аэропортов из сферы действия Соглашения. Так, пассажиропоток аэропорта Гибралтар в 2016 году составил 548 тысяч, что соизмеримо с базовыми аэропортами лоукост-операторов Жешув и Кошице.
Несмотря на то, что в аэропорту Гибралтара происходит ежегодное заметный рост пассажиропотока, категоризация малых аэропортов по пассажиропотоку (которые будут подлежать изъятию из сферы действия Соглашения) является малоприемлемой и потребует дальнейшего пересмотра по итогам года.
Итак, каков наш план действий?
Министерством инфраструктуры совместно с Госавиаслужбой создана рабочая группа с экспертами, представителями аэропортов и авиакомпаний и разработан план мероприятий по подготовке к введению совместного авиационного пространства Украины с Европейским Союзом в 2017 году.
План предусматривает изменения Воздушного кодекса Украины в части принятия авиационных правил ЕС и упрощенного порядка принятия нормативно-правовых актов в сфере гражданской авиации (по методу обложки). Мы даже еще до формального подписания Соглашения начинаем имплементацию технических регламентов ЕС, например по сертификации аэродромов.
Первым шагом стало подписание 16 января Рабочей договоренности между Государственной авиационной службой Украины и Европейской комиссией по сближению систем сертификации.
Договоренность определяет мероприятия на 5 лет по повышению безопасности полетов и усилению их партнерства и сотрудничества с целью достижения сходности систем сертификации в сферах первичной летной годности, поддержания летной годности и технического обслуживания авиатехники и ее компонентов.
Это станет основой для заключения двустороннего Соглашения между Европейским Союзом и Украиной по безопасности полетов BASA. Стороны дополнительно подтвердили, что не будет нанесен ущерб действующим промышленным стандартам Украины по производству воздушных судов и их компонентов, которые не охвачены положениями Соглашения о САП.
Подписание этого соглашения приведет к признанию сертификатов, выданных Украиной, в первую очередь, для продукции ГП "Антонов", а также для продукции других предприятий авиационной отрасли.
Благодаря согласованному с ЕС подходу обеспечено сохранение дальнейшего функционирования авиапромышленности Украины, для украинских авиаперевозчиков по Соглашению о САП создана возможность эксплуатировать без ограничений весь имеющийся парк гражданских воздушных судов Украины при полетах между Украиной и ЕС и, соответственно, не сокращать количество украинских авиакомпаний, их персонала и тем самым сохранить возможность успешно работать на рынках ЕС и третьих стран без эксплуатационных ограничений.
Следующими практическими шагами должен быть приход европейских авиакомпаний-лоукостеров (Wizzair расширяет свою сетку полетов) и развитие рынка грузовых авиаперевозок и связанные с ним инвестиционные и логистические возможности (пилотный проект – карго-терминал в международном аэропорту Борисполь).
Нам также необходимо разработать план либерализации авиаперевозок на двустороннем уровне и постепенно открывать рынок Европы - снятие ограничений по количеству перевозчиков и географии полетов (на данный момент с 9 странами из 28 членов Евросоюза уже действует режим "открытого неба").
Присоединение Украины к авиационному пространству ЕС приведет к ощутимым преимуществам: повышение уровня безопасности полетов, увеличение предложения на рынке услуг пассажирских авиаперевозок и, как следствие, снижение цен на них и привлечение инвестиций в авиационную инфраструктуру. "Открытое небо" с ЕС – импульс для развития региональных аэропортов, пассажирских и грузовых перевозок, что должно наполнить самолетами небо над Украиной.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора