Мина под финансовый рынок ЕС. Что означает скандал вокруг ставки EURIBOR

Четверг, 26 января 2017, 09:50 — , "Астерс"
Фото neweurope.eu

7 декабря 2016 года Еврокомиссия после нескольких лет расследования оштрафовала трех финансовых гигантов: Crédit Agricole, HSBC и JPMorgan Chase за картельный сговор с целью манипулирования ставкой EURIBOR. Сумма штрафа составила 485 млн евро.

EURIBOR – основная ставка межбанковского кредитования в ЕС, которая применяется как в рамках кредитов корпоративным заёмщикам или выпуска облигаций, так и для определения цены различных деривативов.

Иными словами - привлечение средств (кредиты или выпуск ценных бумаг) в ЕС часто происходит не по фиксированной (как в Украине), а по плавающей ставке - EURIBOR + процент, установленный банком. Соответственно, итоговая сумма выплат может колебаться в зависимости от текущего состояния EURIBOR. 

Обычно EURIBOR подсчитывается специальным агентом (Global Rate Set Systems) на основе ежедневно предлагаемых избранными банками ставок.

Предложенные ставки по специальному механизму усредняются и округляются.

Еврокомиссия, однако, установила, что в 2005-2008 годах представители семи европейских банков (включая три оштрафованных) сознательно искажали уровни ставки в свою пользу.

Для этого они регулярно договаривались между собой, какие данные подавать для определения EURIBOR, а какие - игнорировать.

Четверо из семи нарушителей (Barclays, Deutsche Bank, Royal Bank of Scotland и Societe Generale) добровольно признали свою вину в 2013 году. Остальных трех Еврокомиссия оштрафовала по результатам расследования.

В 2012 году подобный скандал уже коснулся собрата EURIBOR – лондонской ставки LIBOR, которой, по данным журналистских расследований, банки манипулировали чуть ли не с 1991 года. Тогда штрафы были наложены европейскими и американскими регуляторами на UBS, Barclays, Deutsche Bank, JP Morgan и других.

Но самое интересное в этом деле ­– отнюдь не громадная сумма наложенного штрафа.

Признание вины в картельном сговоре открывает возможность для частных исков о возмещении убытков – follow on cases.

Любой пострадавший от установленного Еврокомиссией сговора может обратиться в суд против участников картеля и потребовать возмещения причиненных сговором убытков.

Понятно, что банки манипулировали ставкой по сложной траектории – в зависимости от того, понижение или повышение EURIBOR было им выгодно в свете занятых трейдерами позиций на каждый день. Поэтому подсчет ущерба в таком деле – достаточно сложное занятие, требующее квалифицированных экспертов.

Тем не менее, практика таких производных исков уже существует в Европе и США – пока что в связи с манипуляциями LIBOR (это расследование завершилось немного ранее).

В США иск по LIBOR был подан группой инвесторов против Bank of America Corp., Citigroup Inc., JPMorgan Chase & Co. и других банков. Недавно Верховный суд США отклонил ходатайство банков о прекращении дела в связи с отсутствием ущерба заявителю и предписал продолжать рассмотрение (Bank of America v. Gelboim, дело №16-545).

В Англии практика исков по LIBOR началась с фальстарта: в декабре 2016 года первый иск был отклонен: Property Alliance Group Limited v Royal Bank of Scotland plc [2016] EWHC 3342 (Ch). Суд первой инстанции постановил, что продажа основанных на LIBOR свопов сама по себе не подразумевает, что банк гарантирует отсутствие манипуляций со ставкой LIBOR. Возможно, такое решение суд принял ввиду того, что участие именно ответчика, Royal Bank of Scotland, в манипуляциях не было доказано.

Естественно, подобные дела сильно зависят от конкретных обстоятельств, поэтому "железного" прецедента дело Property Alliance Group Limited не создает (не считая того, что это решение еще будет обжаловано в апелляции).

С другой стороны, с недавних пор Еврокомиссия активно рекламирует подобные производные иски. Была даже принята специальная Antitrust Damages Directive №2014/104/EU от 26.11.2014, которая вскоре должна быть имплементирована в законодательство стран-членов ЕС.

Ожидается, что суммы гражданских исков к участникам картелей вполне могут превысить суммы наложенных Еврокомиссией штрафов.

При этом, чтобы подать иск к участнику установленного картеля, отнюдь не обязательно находиться с ним в прямых отношениях. Еще в 2014 году Европейский суд (ECJ) постановил (в деле C-557/12 Kone AG and Others v ÖBB-Infrastruktur AG), что истец может подавать иск к участникам картеля и в случае, если "существует причинно-следственная связь между заявленными убытками и действиями картеля". К примеру, если вследствие картельного сговора поднялись цены на всем рынке, пострадавший истец может потребовать компенсации.

Решение ECJ в деле Kone AG как будто специально создано для наказания банков, манипулировавших EURIBOR: эта ставка применяется чрезвычайно широко, а потому принципы Kone AG создают почти неограниченный круг потенциальных истцов.

И наконец – про Украину. Ведь это решение касается и украинского бизнеса. 

Нельзя исключить подачу иска против участников картеля и каким-нибудь украинским истцом - например, бравшим в 2005-2008 годах крупный кредит с привязкой к EURIBOR или выпускавшим еврооблигации...

Решение Еврокомиссии открывает для них потенциальную возможность потребовать компенсации своих убытков у фигурантов громкого дела о манипулировании ставкой EURIBOR.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: