Параметры Brexit. Рынок решил все за чиновников
Экономика Великобритании по итогам 2016 года выросла на 2%, подъем был самым низким с 2013 года, но при этом оказался самым высоким среди стран "Большой семерки".
Для сравнения, по предварительным оценкам, экономика США выросла на 1,6%, Канады - на 1,3%, Японии - на 0,9%.
Выходит, что Brexit, вопреки обещаниям, не только не обвалил британскую экономику, но и привел к ускорению ее роста. В самом деле, хотя решение о выходе из ЕС девальвировало фунт и привело к оттоку банковского капитала из Великобритании, однако экономические итоги в целом все равно оказались противоположными ожидаемым.
Булка или изюм?
То, что Великобритания готовилась к Brexit давно - это не большой секрет.
За год до голосования Банк Англии изучал возможности выхода из ЕС. Официальный Лондон подобные предположения отрицал и отрицает, а премьер-министр страны Тереза Мей не раз намекала публично, что Brexit несет экономике Великобритании значительные испытания.
Два главных риска Brexit - выход из зоны свободной торговли ЕС и изменения в финансовом секторе, которые приведут к ослаблению Лондона как финансового центра Европы.
Понятно, что пока Brexit не состоялся, говорить о практической реализации или несостоятельности этих двух рисков нельзя. Тем не менее, стало понятно, какую линию обороны занимает британская экономика и как она избавится от негативного влияния двух ключевых рисков.
Конечно, официальный Лондон предпочел бы провести мягкий вариант Brexit. Он предусматривает, что все лучшее, что нужно для британской экономики, власти страны оставят, а от того, что не нужно, - откажутся.
Однако в Брюсселе попытки реализовать такой сценарий уже назвали "выковыриванием изюма" из булки и выступили категорически против. Выходит, стороны стали перед проблемой создания персональной зоны свободной торговли между Великобританией и ЕС. В то же время, создать новые торговые правила с нуля будет сложно, и на это может уйти от 6 до 10 лет.
Правда, так думают в Брюсселе, где явно настроены на то, чтобы саботировать послабления для британцев.
Если зона свободной торговли между ЕС и Великобританией не будет создана за два года, то Великобритании придется договариваться о пошлинах с каждой из стран-членов ЕС по нормам ВТО.
В таком случае средняя пошлина на британские товары на континенте может составить около 5%.
Проблема? Вполне возможно. Однако она уже нивелирована девальвацией фунта - за второе полугодие 2016 года он подешевел к евро примерно на 12%. Если в июле 2016 года за 1 фунт давали примерно 1,3 евро, то к началу 2017 года - уже 1,14 евро.
Так валютный рынок вместо чиновников решил проблему пятипроцентных пошлин.
Банки на вынос
Ассоциация британских банков в октябре 2016 года ошарашила рынок новостью о том, что многие британские (как крупные, так и мелкие) банки готовятся к переносу своих штаб-квартир на континент.
Действительно, страховщики и банкиры в Великобритании имеют одну особенность: часто более половины их бизнеса приходится на иностранные подразделения. Естественно, компании, у которых клиентов из ЕС больше, превратят нынешние главные офисы в "филиалы".
А вот у инвестбанков никакой альтернативы нет: те, у кого бизнес связан с работой на фондовой бирже, остаются в Лондоне.
Более того, скорее всего, инвестбанкирам придется нарастить свое присутствие в Лондоне из-за желания эмитентов, акции которых торгуются в евро, переехать на регулируемый рынок Лондона и сменить валюту котировки.
Но поскольку чистых инвестбанков осталось мало, то сейчас крупные финансовые холдинги просто находятся в режиме реструктурирования своих операций по подразделениям.
Конечно, топ-менеджменту банков не нравится такой процесс, поскольку он потребует затрат, но в итоге ничего страшного для британской банковской системы не произойдет.
Бюрократический балет
Впрочем, бюрократы не были бы бюрократами, если бы не устроили публичное действо вокруг Brexit, изображая полное непонимание того, что рынки уже давно решили, каким будет развод Лондона и Брюсселя.
В начале года Лондонский суд обязал премьера Великобритании получить разрешение от Парламента Великобритании на подачу заявления о выходе страны из ЕС. Публично Тереза Мей изобразила непонимание: какое еще нужно разрешение, если свое слово уже сказал народ Великобритании, который избирал этот Парламент.
Однако основная загвоздка в том, что в Парламенте может не хватить голосов за выход.
А без официального документа - прошения о выходе из ЕС - в Брюсселе категорически отказываются от ведения переговоров о Brexit.
Таким образом, может возникнуть пауза в процедурной части Brexit, пока правительство будет собирать голоса в Парламенте за выход из ЕС и опротестовывать решения судов.
Первые результаты в этом вопросе ожидаются уже в марте 2017 года, хотя похоже, что процесс развода между Великобританией и ЕС бюрократы могут растянуть более чем на два года.
Однако, пока правительственные чиновники играются в Brexit, рынки, похоже, уже решили, как ЕС и Великобритания будут существовать друг без друга.
И самый главный вывод - рынки пришли к выводу, что ничего страшного в этом разводе нет. Ни для ЕС, ни для Британии.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора