Скорбь за кремлевским Геббельсом: как Украине выполнить свои обязанности в Совбезе ООН
"1 мая 1945 года. Руководство Советского Союза выражает глубокие соболезнования в связи с безвременной кончиной Йозефа Геббельса, руководителя пропаганды НСДАП.
Несмотря на все противоречия между Союзом и Третьим Рейхом, мы знали его как талантливого профессионала, который находил новые формы общения с людьми и был предан своей стране до последних дней жизни"...
Конечно же, эта фраза – выдуманная. 72 года назад такого сочувствия не было и быть не могло. Но времена изменились. Сейчас – новый, "гибридный век".
Похожая фраза от недавнего непримиримого оппонента Чуркина уже прозвучала, и нет уверенности, что мы не услышим ее снова. К примеру, от представителей Украины (ведь уже ночью в фейсбук-дискуссиях звучали и такие мнения).
Поэтому остается надеяться, что этот текст удержит наших дипломатов от неверного шага.
Ведь даже протокольные обязанности они могут выполнить, не потеряв достоинства.
Итак, 20 февраля в Нью-Йорке умер на рабочем месте представитель России в ООН Виталий Чуркин. Тот самый Чуркин, который с 2014 года стал антигероем и в определенной степени "внешнеполитическим Геббельсом" современной России. Тот самый Чуркин, который рьяно оправдывал преступления РФ в Украине и Сирии, отрицая очевидное. Тот самый, который распространял в ООН откровенную ложь в отношении Украины и добивался поддержки нарушений международного права со стороны РФ.
Главными оппонентами российского дипломата были представители Украины (сначала Юрий Сергеев, потом Владимир Ельченко) и посол США Саманта Пауэр – соратница Барака Обамы, которая ушла с этой должности в день инаугурации нового президента США Дональда Трампа.
В Украине сложился даже определенный фан-клуб "непримиримой Саманты" – ее считали едва ли не символом сопротивления РФ.
Но то, что она написала в Twitter сразу после сообщения о смерти Чуркина, наглядно свидетельствует: политика – вещь сложная, а публичные противники "не на камеры" могут относиться друг к другу совсем иначе. "Опустошена смертью российского посла Виталия Чуркина. (Он был) маэстро дипломатии и чрезвычайно заботливым человеком, который делал все от него зависящее, чтобы преодолеть разногласия между Соединенными Штатами и Россией", – написала Саманта Пауэр.
Стоит добавить, что Пауэр, у которой сейчас нет дипломатического статуса, отнюдь не была обязана это писать.
А вот у главы украинской миссии в ООН Владимира Ельченко есть и статус, и обязанности.
Более того, Украина в феврале председательствует в СБ ООН, а значит – эти обязанности усиливаются. Посол Ельченко уже дал комментарий "Громадському". К чести украинского постпреда, сейчас его позиция – вполне приемлемая. Ельченко не стал снимать с Чуркина ответственность за его ложь, как сейчас пытаются сделать некоторые другие дипломаты.
Да, Чуркин был "солдатом" российского МИДА, но солдатом искренне преданным. "В дипломатии есть такое правило — если не согласен с тем, что тебе предлагают, уходишь в отставку. Чуркин так не решил", – отметил наш посол.
Однако есть нюанс.
Украина как председательствующая в СБ ООН страна, скорее всего, будет вынуждена посвятить памяти Чуркина часть планового заседания Совбеза. Представлять нас на этом заседании будет не только Ельченко, но и глава МИД Павел Климкин. И в случае, если Совбез решит, что надо зачитать заявление о "выдающемся борце за мир" Чуркине, председательствующее государство сугубо формально будет вынуждено это сделать.
"Будем исходить из предложений, которые получим", – отметил Ельченко в комментарии "Громадському". Хотя на самом деле почти нет сомнений, что так и произойдет.
Лично для меня нежные и теплые слова о внешнеполитическом Геббельсе РФ неприемлемы. И, как наблюдатель, я крайне не хотел бы услышать их от украинских дипломатов. Надеюсь, в МИДе понимают, что моя позиция по этому вопросу – далеко не одинока.
Формально Секретариат ООН уже обнародовал письменное соболезнование от имени председательствующей в Совбезе страны, то есть Украины.
Но если в придачу Украина будет вынуждена прочесть теплое заявление на заседании СБ – она будет вправе добавить, что это не ее желание, а обязанность. И что мнение украинского государства – иное.
Это не значит, что надо срываться на злорадство. Конечно же нет, это недопустимо. Местом для таких чувств может быть Facebook, но не заседание СБ ООН. Да и это не поможет ни дипломатам, ни государству.
Но забывать о роли Чуркина в преступлениях против человечества тоже нельзя, пусть даже он был не инициатором, а "всего лишь" талантливым исполнителем операции по сокрытию российских преступлений. Соболезнуя из-за смерти этого человека, недопустимо забывать о его роли в гибели тысяч мирных людей в Украине и Сирии.
И напоследок.
Среди ощущений, которые вызывает смерть Чуркина, есть также искреннее сожаление. Сожаление о том, что он не дожил до международного трибунала над российскими властями, где его показания были бы весьма полезны.
Обновлено: в дополнение - еще один показательный момент. Уже после публикации данной колонки стало известно, что российская сторона использовала смерть своего посла как повод для манипуляций и информационной атаки на Украину.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора